Навигация
 
астрос-атол
<< В начало < Предыдущая Следующая > В конец >>

АТЕИЗМ

(франц. atheisme, от греч. а - отрицат. частица и theos - бог; букв.- безбожие), отрицание существования бога, к.-л. сверхъестеств. существ и сил и связанное с этим отрицание религии. Содержание понятия "А." изменялось на протяжении истории и было тесно связано с характером религ. учений, к-рые господствовали в различные эпохи. А. не следует отождествлять с деизмом, пантеизмом, религ. вольнодумством или свободомыслием (свободное толкование религ. догм, осуждение религ. нетерпимости, критика церк. обрядов и т. п.), к-рые могут близко соприкасаться с А., а в ряде случаев служить переходом от веры к неверию. Составными частями А. являются филос., ист. и естественно-науч. критика религии.

А. в древности в чистом виде встречается редко (учение чарваков в Индии, Лукреция в Др. Риме). Чаще можно наблюдать различные формы религ. вольнодумства. В Др. Греции атеистами называли людей, отрицавших богов нар. верований (Секст Эмпирик упоминал 5 наиболее известных атеистов древности: Протагора Косского, Эвгемера Критского,Протагора из Абдеры, Диагора Мелосско-го, Феодора Киренейского). Ксенофан, критикуя антропоморфизм богов греч. нар. религии, к-рым он противопоставил некое единое мировое божество, выдвинул идею о том, что именно люди создали богов по своему образу и подобию. Зарождаются различные концепции происхождения религии: возводимая к Демокриту идея о возникновении веры в боговиз страха перед грозными силами природы; приписываемый афинскому тирану Критию взгляд на религию как на изобретение хитрого политика для управления людьми и др.

В эпоху средневековья открытый А. не встречается и можно проследить лишь тенденции антиклерикализма и свободомыслия в ряде ср.-век. ересей, в учении о двойственной истине у Ибн Рушда и Ибн Сины, в легенде о "трёх обманщиках" (Моисее, Иисусе и Мухаммеде) и т. п.

Становление капиталистич. способа производства требовало развития науки, что привело к её столкновению с церковью и религ. догматикой. "...Наука восстала против церкви; буржуазия нуждалась в науке и приняла участие в зтом восстании" (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 22, с. 307). Антиклерикальные выступления гуманистов эпохи Возрождения П. Помсюнацци, Л. Валла, У. фон Гут-тена, Эразма Роттердамского, работы Н. Коперника, Дж. Бруно, Г. Галилея и др., обосновывавшие гелиоцентрич. картину мира, сыграли выдающуюся роль в подрыве духовной диктатуры церкви. Критика христ. идей личного бога, трансцендентности бога, творения мира из ничего и т. п. приводила мн. мыслителей к пантеизму (Дж. Бруно, Л. Ванини, Б. Спиноза), деизму (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, И. Ньютон), скептич. рационализму в вопросах религии (М. Монтень, П. Бейль, Вольтер).

Франц. материалисты 18 в. (Ж. Мелье, П. Гольбах, Ж. Нежон, Д. Дидро, К. Гельвеции, Ж. Ламетри, С. Маре-шаль) выступают как представители по-следоват. А., "бойкой, живой, талантливой, остроумно и открыто нападающей на господствующую поповщину публицистики..." (Ленин В.И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 45, с. 26). Ограниченность франц. атеистов 18 в. связана с их анти-историч. подходом к религии и непониманием её обществ. природы: видя в ней только продукт обмана и невежества, они боролись за освобождение от религ. предрассудков путём просвещения масс, распространения знаний. Выдающимся представителем А. в 19 в. был Л. Фейербах, к-рый с позиций антропологич. материализма подверг критике религию и идеализм ("Сущность христианства", 1841). Ключ к объяснению религии Фейербах видел в "самоотчуждении" человека, проекции человеч. чувств и желаний в образах фантастич. существ - богов. Ограниченность антропологич. понимания религии у Фейербаха выразилась, в частности, в попытке заменить традиц. религию новой " религией человеколюбия ".

Атеизм в 19 в. связан в значительной степени с достижениями естественнонаучной мысли. Идейным обоснованием его служил, в частности, материализм Л. Бюхнера, К. Фохта, Я. Молешотта, а также эволюционная теория Ч. Дарвина. Опираясь на дарвинизм, Э. Геккель развил свою концепцию естественнонауч. "монизма" и организовал "Союз монистов" для борьбы с религ. мировоззрением. С позиций иррационалистич. философии жизни подверг критике христианство и религию Ф. Ницше (ср. его получившие известность слова: "бог умер").

В 20 в. иррационалистическая линия критики религии получила развитие в т. н. атеистическом экзистенциализме (М. Хайдеггер, Ж. П. Сартр, А. Камю). В духе своей концепции психоанализа с отрицанием религии выступил 3. Фрейд ("Будущность одной иллюзии", 1927, рус. пер., 1930). С кон. 19 в. возникают бурж. атеистич. союзы, к-рые издают журналы и альманахи, созывают конгрессы. Нац. об-ва свободомыслящих в различных странах объединены в наст. время во "Всемирный союз свободомыслящих" (осн. в 1880 в Брюсселе; 34-й конгресс состоялся в 1963). Примером совр. просветит, критики христианства являются выступления Б. Рассела ("Почему я не христианин", 1927, рус. пер. 1958).

В России развитие свободомыслия и А. связано с передовой рус. мыслью 18-19 вв. У истоков его стояли М. В. Ломоносов и А. Н. Радищев, мировоззрение к-рых складывалось в русле деизма. Рус. революц. демократы В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, Д. И. Писарев непосредственно связывали А. с задачами антикрепостнич. борьбы. Естественнонауч. традиция критики религ. миросозерцания развивалась в работах И. М. Сеченова, И. И. Мечникова, К. А. Тимирязева.

Разработанное К. Марксом и Ф. Энгельсом материалистич. понимание истории привело к выработке науч. взглядов на религию как социальное явление. В работе "К критике гегелевской философии права" Маркс показал недостаточность сведения религии к ложным взглядам и заблуждениям, обусловленным ограниченностью знаний о природе, рассматривая религию как реализацию объективной обществ. потребности в иллюзорном восполнении действительности. По словам Маркса, "религиозное убожество есть в одно и то же время выражение действительного убожества и протест против этого действительного убожества. Религия - это вздох угнетённой твари, сердце бессердечного мира, подобно тому как она - дух бездушных порядков. Религия есть опиум народа" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, с. 415). Превратная социальная действительность порождает превратные представления, упразднение к-рых связано с осуществлением глубочайших преобразований реальных человеческих отношений и становится возможным тогда, когда "... отношения практической повседневной жизни людей будут выражаться в прозрачных и разумных связях их между собой и с природой" (Маркс К., там же, т. 23, с. 90).Т. о., центральной в марксистской критике религии становится проблема преодоления религии и связанный с этим анализ тех общественно-историч. условий, к-рые порождают религиозность, и тех социальных тенденций и механизмов, к-рые обеспечивают поддержание и воспроизводство религиозных предрассудков.

Развивая учение Маркса и Энгельса, В. И. Ленин сформулировал понятие о социальных, экономия., историч. и гносео-логич. корнях религии, требуя "... материалистически объяснить источник веры и религии у масс" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 17, с. 418). Отмечая земное происхождение религии, как одного из видов "духовного гнета" (см. там же, т. 12, с. 142), Ленин пишет, что "кроме фантазии в религии крайне важно Gemuth (чувство. - Ред.), практическая сторона, поиски лучшего, защиты, помощи etc" (там же, т. 29, с. 53). Большую роль в распространении и развитии научного А. сыграли Г. В. Плеханов, А- Бебель, П. Лафарг, И. Дицген и др. марксисты.

После победы Великой Окт. социали-стич. революции и массового отхода верующих от религии Сов. Союз стал первой в мире страной массового А., где право атеистич. пропаганды закреплено в Конституции (ст. 127). Декрет от 5 февр. 1918 об отделении церкви от государства и школы от церкви положил начало дей-ствит. осуществлению свободы совести. Освобождение от религ. предрассудков является составной частью коммунистич. воспитания народа, осуществляемого партией на всех этапах социалистич. строительства.

В СССР было создано добровольное об-во "Союз воинствующих безбожников" (1925). В разное время выходили атеистич. издания: газета "Безбожник" (1922-41), журналы "Безбожник" (1925-41), "Атеист" (1922-30), "Воинствующий атеизм" (1931) и др. Выходят атеистич. журналы "Наука и религия" (с 1959) и "Людина i свiт" ("Человек и мир" с 1965). В университетах, пед., мед., с.-х., культурно-просветит. высших и средних спец. уч. заведениях введён курс "Основы научного атеизма". Ведётся подготовка кадров пропагандистов атеизма на спец. атеистич. ф-тах вечерних ун-тов марксизма-ленинизма, в кружках и т. п. В составе Академии обществ. наук при ЦК КПСС создан в 1964 спец. Ин-т науч. атеизма. Совр. этап коммунистич. строительства в СССР выдвинул новые задачи перед атеистическим воспитанием. Широкое распространение получили конкретные социологич. исследования религиозности, способствующие выяснению специфич. причин существования религ. предрассудков в условиях социализма и разработке реальных путей их преодоления. Ход обществ. прогресса свидетельствует о том, что несмотря на силу религ. традиций процесс секуляризации ныне охватывает самые различные слои населения мн. стран мира, создавая прочные предпосылки для развития атеистич. мировоззрения. Происходящие в мире коренные изменения, как и известная эволюция социальной доктрины христианства, создали предпосылки для реального сотрудничества верующих и неверующих в их совместной социальной борьбе. Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., О религии, М., 1955; Ленин В. И., О религии и церкви, М., 1966; Плеханов Г. В., О религии и церкви, М., 1957; Деятели Октября о религии и церкви, М., 1968; М а у т н е р Ф., Атеизм в эпоху Великой Французской революции, пер. с нем., Л.- М., 1924; В о р о н и ц ы н И. П., История атеизма, 3 изд., Рязань, 1930; К а ж д а н А. П., Религия и атеизм в древнем мире, М., 1957; Францев Ю. П., У истоков религии и свободомыслия, М., 1959; Кубланов М. М., Мыслители древности о религии, М., 1960; К л и б а-нов А. И., Реформационные движения в России в XIV - первой половине XVI вв., М., 1960; История и теория атеизма, М., 1962; КрывелевИ. А., Маркс и Энгельс о религии, М., 1964; Левада Ю. А., Социальная природа религии, М., 1965; Угринович Д. М., Философские проблемы критики религии, М., 1965; История свободомыслия и атеизма в Европе, М., 1966; Сухов А. Д., Философские проблемы происхождения религии, М., 1967; Mauthner F г., Der Atheismus und seine Geschichte im Abendlande, Bd 1-4, Stuttg.- В., 1920-23; Robert-s о n J. M., A history of the free thought, ancient and modern..., v. 1-2, 4 ed., L., 1936; Borne E., Atheism, N. Y., 1961; L i 1 j e H., Atheism, humanism and Christianity, Augsburg, 1964; Oursler W. G., The atheist, N. Y., 1965; L e у Н., Geschichte der Aufklarung und des Atheismus, Bd 1-2, В., 1966-67. Ю. Б. Пищик.



 
Большая советская энциклопедия
  [ АННОТАЦИЯ]   [а-абон]   [аборд-авар]   [авач-австрич]   [австрия - автомот]   [автомут-аграм]   [агран-аджз]   [аджи-азер]   [азеф-айя]   [ака-акоп]   [акост-акур]   [акус-алейж]   [алейк-ален]   [алеп-алле]   [алли-альбен]   [альбер-альп]   [альт-амап]   [амар-амим]   [амин-амуд]   [амул-анан]   [анап-андез]   [андер-анип]   [анис-антен]   [антер-антон]   [антоф-апел]   [апен-апшер]   [ар-аргум]   [аргун-аркт]   [арл-арсен]   [арсин-арха]   [архе-аса]   [асб-ассиз]   [ассим-астроп]   астрос-атол   [атом-афил]   [афин-ацет]   [ацид-аяч]