Навигация
 
австрия - автомот
<< В начало < Предыдущая Следующая > В конец >>

АВТОМОБИЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

возникла в конце 19 в. в ряде стран. В 1900 в США было выпущено 4192, во Франции 2000, в Италии 355 автомобилей. Увеличению выпуска автомобилей способствовало развитие ряда отраслей пром-сти, связанных прямо или косвенно с их произ-вом и использованием: нефтяной пром-сти (бензин, дизельное топливо, моторные масла и смазки), химической (лаки, краски, стёкла для кузовов, шины, пластмассы), металлургической (спец. сталь), текстильной и др.

Дореволюционная Россия не имела своей А. п. как специализированной отрасли произ-ва. Русско-балтийский вагоностро-ит. з-д в Риге, освоивший выпуск автомобилей в 1908, за время своей работы (до эвакуации в 1915) выпустил всего 451 легковой автомобиль и небольшое количество грузовых и спец. автомобилей. В авг. 1915 в России на основе гос. кредита возникли 5 компаний, имевших целью организацию автомоб. произ-ва для обеспечения потребностей армии. Было начато стр-во автозаводов: в Москве - з-да Автомоб. московского об-ва (АМО), под Москвой - з-да правления "Руссо-бал-та", в Рыбинске - з-да "Русский Рено", в Ярославле - з-да В. А. Лебедева, в Ростове-на-Дону - Аксай.

Табл. 1. - Выпуск автомобилей в СССР в 192 4-3 0 (шт.)
  1924 1925 1926 1927 1928 1929 1930
Грузовые 10 116 366 475 740 1471 4019
Легковые - - - 3 50 156 160
Автобусы - - - - 51 85 47
Всего 10 116 366 478 841 1712 4226
Табл. 2.- Выпуск автомобилей в СССР в 1931-40 (тыс. шт.)
  1931 1932 1933 1934 1935 1936 1937 1938 1939 1940
Грузовые 3,9 23,75 39,1 54,6 76,9 131,5 180,3 182,4 178,8 136,0
Легковые - 0,03 10,3 17,1 19,0 3,7 18,2 27,0 19,6 5,5
Автобусы 0,1 0,1 0,3 0,7 0,8 1,3 1,3 1,7 3,3 3.9
Всего 4 23,88 49,7 72,4 96,7 136,5 199, 8 211,1 201,7 145,4
Табл. 3. - Выпуск автомобилей в СССР в 1945 - 6 8 (тыс. шт. )
  1945 1950 1955 1960 1965 1966 1967 1968
Грузовые 68,6 294,4 328,1 362,0 379,6 407,6 437,4 478,1
Легковые 5,0 64,6 107,8 138,8 201,2 230,3 251,4 280,3
Автобусы 1,1 3,9 9,4 22,8 35,5 37,3 40,0 42,4
Всего 74,7 362,9 445,3 523,6 616,3 675,2 728,8 800,8

На всех этих з-дах со 2-й пол. 1916 предполагалось выпускать 6750 легковых и 3750 грузовых автомобилей в год, но ни один з-д к этому времени ещё не был полностью построен.

В СССР первые 10 полуторатонных грузовых автомобилей АМО-Ф-15 были выпущены в 1924 на з-де АМО. В 1925 началось произ-во автомобилей на Ярославском автозаводе. Развитие А. п. СССР прошло несколько этапов. В первый период (1924-30) выпускались в основном грузовые автомобили индивидуального и серийного произ-ва в небольших количествах (см. табл. 1).

Производство легковых автомобилей НАМИ-1 было организовано в 1927-28 в Москве на з-де "Спартак".

Второй период (1931-41) характеризуется организацией крупносерийного и массового произ-ва автомобилей, созданием специализированного автомоб. произ-ва. Индустриализация страны и коллективизация с. х-ва значительно увеличили потребность в автомоб. транспорте. В 1928-29 были приняты решения о стр-ве автозаводов в Москве и в Горьком. 1 окт. 1931 был введён в строй Моск. автозавод (АМО), ныне автозавод им. Лихачёва (ЗИЛ), реконструированный для выпуска 25 тыс. 3-тонных автомобилей в год. 1 янв. 1932 вошёл в строй Горьков-ский автозавод, рассчитанный на 100 тыс. автомобилей в год. В 1932-33 начаты работы по дальнейшему увеличению производств, мощностей автозаводов. Произ-во автомобилей быстро увеличивалось.

В 1932 начат выпуск легковых автомобилей ГАЗ-А на Горьковском автозаводе (с 1936-легковые автомобили М-1). В1936 развернулось произ-во легковых 6-местных автомобилей ЗИС-101 на Моск. автозаводе. Моск. автосборочный з-д им. КИМ (1930) в 1938-39 был расширен и реконструирован для массового произ-ва малолитражных легковых автомобилей, к 1 мая 1940 были выпущены первые 3 образца, а до нач. Великой Отечеств, войны - ок. 500 автомобилей, получивших назв. КИМ-10. В 1933 Моск. автозавод выпустил 21-местный автобус ЗИС-8,в 1934 - улучшенной конструкции автобус ЗИС-12, а перед войной - автобус на 26 пассажиров ЗИС-16. Наряду с развитием произ-ва двухосных грузовых автомобилей выпускались автомобили повышенной проходимости, с 1933 - трёхосные грузовые автомобили ЗИС-6 грузоподъёмностью 2,5 т (4 т - на дорогах с твёрдым покрытием), в 1935 на Горьковском автозаводе - трёхосные грузовые автомобили ГАЗ-30 грузоподъёмностью 2 т. В эти же годы был начат выпуск автомобилей-самосвалов и шасси для специализированных автомобилей различного назначения. (См. табл. 2.) В годы Великой Отечеств, войны был. построен Уральский автозавод в Миассе (Челябинская обл.) и комплектующие его заводы - кузнечно-прессовый в Челябинске и автоагрегатный в Шадринске (Курганская обл.). В 1942-43 Уральский автозавод поставлял автомоб. двигатели и коробки перемены передач московскому и др. автозаводам, с июля 1944 выпускал 3-тонные грузовые автомобили.

После войны, наряду с реконструкцией и расширением действующих з-дов, построены и начали произ-во автомобилей Минский з-д, рассчитанный на выпуск двухосных грузовых автомобилей грузоподъёмностью 6 - (1947), Кутаисский - грузовых автомобилей ЗИС-150 (1951), Ульяновский - легковых автомобилей повышенной проходимости ГАЗ-69 (выпуск с 1954). На Моск. з-де малолитражных автомобилей в 1947 начат выпуск малолитражных легковых автомобилей "Москвич-400". С 1956 начат выпуск автобусов на Львовском и с 1953 на Павловском (Горьковская обл.) автобусных з-дах. В 1945 на Моск. автозаводе было организовано произ-во легкового автомобиля высшего класса ЗИЛ-110. С 1947-48 автозаводы начали освоение новых типов автомобилей взамен ранее выпускавшихся (грузовые автомобили ГАЗ-51, ГАЗ-63., ЗИС-150, ЗИС-151, Урал-355М, ЯАЗ-210, МАЗ-200, МАЗ-205 и др.; легковые - "Победа", ГАЗ-69). Расширился типаж автомобилей. Кроме бортовых автомобилей, увеличился выпуск самосвалов, автомобилей высокой проходимости, газобаллонных, санитарных, пожарных и др. специализированных автомобилей. Вновь освоенные модели автомобилей превосходили довоенные по сроку службы, мощности двигателя, комфортабельности и имели меньший удельный расход топлива. С конца 50-х гг. Д. п. получила дальнейшее развитие. Были созданы Кременчугский автозавод для произ-ва тяжёлых: самосвалов грузоподъёмностью 10-12 т и бортовых автомобилей грузоподъёмностью 12-14 т (выпуск с 1959), Белорусский автозавод - для выпуска карьерных самосвалов грузоподъёмностью 25-40 т (с 1959), построены автосборочные з-ды автомобилей-самосвалов в Саранске (Морд. АССР, 1958) и Фрунзе (Кирг. ССР, 1965), запорожский з-д "Коммунар" был реконструирован на массовый выпуск микролитражных легко-вых автомобилей "Запорожец" (с 1960). Организовано произ-во гор. автобусов ЛИАЗ-158 на 60 пассажиров в г. Ликино-Дулёво (Моск. обл., с 1959). В Кургане начато произ-во однодверных автобусов на 20 пассажиров для внутрирайонных перевозок (с 1958), в Риге - автобусов особо малой вместимости - РАФ, используемых в качестве маршрутных такси и для служебных поездок (с 1957). (См. табл. 3.)

В решениях 23-го съезда КПСС (1966) предусмотрено дальнейшее развитие А. п. в СССР. Наиболее крупным автомобильным заводом, строящимся в 1966-70, станет Волжский в г. Тольятти, рассчитанный на выпуск 660 тыс. легковых малолитражных автомобилей в год. Расширяется Моск. з-д малолитражных автомобилей, организуется произ-во малолитражных автомобилей в Ижевске. Осн. з-ды перешли на выпуск новых, более совершенных моделей автомобилей: ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131 (1967) на Моск. автозаводе, ГАЗ-53А (1965) и ГАЗ-66 (1966) на Горьковском, Урал-375 (1962) и Урал-377 (1966) на Уральском, МАЗ-500, МАЗ-503, МАЗ-504 (1965) на Минском автозаводе и др. Новые модели автомобилей обладают повышенной грузоподъёмностью, увеличенной мощностью двигателей, почти в 2 раза повышены сроки службы. Увеличивается выпуск специализированных автомобилей-цистерн, фургонов, самосвалов, седельных тягачей с полуприцепами. Значительное развитие получает производство автомобильных прицепов, агрегатов и запасных частей.

Произ-во в А. п.- массово-поточное. Уровень механизации и автоматизации высок, развивается специализация. Авто-моб. з-ды получают по кооперации электрооборудование, шариковые и роликовые подшипники, изделия из резины, пластмасс, стекла, широкий ассортимент профилей, спец. узлы и агрегаты (карбюраторы, амортизаторы), краски, лаки, ткани и т. п. Созданные в годы Великой Отечеств, войны 1941-45 и после войны Уральский, Минский, Ульяновский, Кременчугский, Белорусский, Запорожский автомоб. з-ды получают с других заводов двигатели, коробки перемены передач, карданные валы, рессоры, колёса, радиаторы, отд. з-ды получают также полуфабрикаты (отливки из чёрных и цветных металлов). Специализация распространилась также на ЗИЛ и ГАЗ, к-рые раньше были комплексными предприятиями. С Моск. автозавода выведено на специализированные з-ды произ-во компрессоров для пневмотормозов, карданных валов, радиаторов, передних, средних и задних ведущих мостов и раздаточных коробок для трёхосных автомобилей. ГАЗ для вновь осваиваемых автомобилей получает двигатели со специализированного моторного з-да. Ярославский з-д в 1959 прекратил произ-во автомобилей (оно перенесено в Кременчуг) и превратился в моторный з-д. В Горьковской обл. построен з-д по произ-ву карбюраторных двигателей для легковых и грузовых автомобилей и с 1960 начал их выпускать. Созданы специализированные предприятия: в Мелитополе - з-д силовых агрегатов для микролитражных автомобилей (выпуск с 1960), в Паневежисе (Литов. ССР) - автомоб. компрессоров (с 1959), в Ярославле - топливной аппаратуры (с 1960), в Полтаве (УССР) - тормозной аппаратуры (с 1959), в Херсоне (УССР, с 1959) и в Гродно (БССР, 1959) - карданных валов, во Фрунзе (Кирг, ССР, 1959) и Лихославле (Калининская обл., 1959) - з-ды радиаторов. Построен кузнечный з-д в Токмаке (УССР, 1965), строится (1968) литейный з-д для выпуска чугунных и стальных автомоб. отливок в Саранске (Морд. АССР). Специализированные з-ды применяют высокопроиз-водит. оборудование и совершенную технологию произ-ва.

В зарубежных социалистич. странах А. п. также получает всё большее развитие (см. табл. 4).

Табл. 4.- Выпуск автомобилей в отдельных социалистических странах (шт.)
  1955 1960 1965 1967
Венгрия        
грузовые 2970 2923 4352 3447
автобусы 720 1892 2779 3456
Всего 3690 4815 7131 6903
ГДР        
грузовые1 14191 12864 15000 22585
лекговые 22247 64071  95000 111516
легковые  36438 76935 110000 134101
КНДР        
грузовые   3100 9000  
легковые Всего   3100 9000  
Польша        
грузовые 12473 24000 34200 36050
легковые Всего 4000 16473 12900 36900 26400 60600 27880 63930
Румыния        
грузовые1 5200 12100 22800 22196
легковые Всего 52002 12100 22800 5610 27806
Чехословакия        
грузовые1 13980 18733 14008 21456
легковые Всего 12530 26510 56211 74944 77705 91713 111718 133174
Югославия        
грузовые1 3191 5460 11859 12100
легковые Всего 990 41812 10461 15921 35880 47739 47900 60000
1 Включая автобусы. 2 Данные за 1956.

Из капиталистич. стран наиболее развитую А. п. имеют США (см. табл. 5).

Табл. 5. - Выпуск автомобилей в капиталистических странах в 1967 (шт.)
  Всего В том числе
легковые грузовые, включая автобусы
США 9023736 7412659 1611077
Япония 3173000 1375800 1797200
ФРГ 2480900 2295700 185200
Франция 2009700 1751800 257900
Англия 1947300 1552000 395300
Италия 1542700 1439200 103500
Канада 938000 713000 225000

Во всех капиталистич. странах подавляющая часть автомоб. произ-ва приходится на долю небольшого числа крупных монополий (см. Автомобильные монополии).

Лит.: Селифонов В. Я., Автомобильная промышленность СССР в 1959 - 1965 гг., М., 1959; ДинерштейнМ.А., Кацура П. М., Задачи и перспективы развития автомобильной промышленности СССР в 1966 - 1970 гг., М., 1967; Полвека труда и строительства. История Ярославского ордена Ленина моторного (автомобильного) завода 1916 - 1966, Ярославль, 1966; Горьковский автомобильный. Очерк истории завода, [М., 1964]; История Московского автозавода им. И. А. Лихачева, М., 1965; Абрамович


 
Большая советская энциклопедия
  [ АННОТАЦИЯ]   [а-абон]   [аборд-авар]   [авач-австрич]   австрия - автомот   [автомут-аграм]   [агран-аджз]   [аджи-азер]   [азеф-айя]   [ака-акоп]   [акост-акур]   [акус-алейж]   [алейк-ален]   [алеп-алле]   [алли-альбен]   [альбер-альп]   [альт-амап]   [амар-амим]   [амин-амуд]   [амул-анан]   [анап-андез]   [андер-анип]   [анис-антен]   [антер-антон]   [антоф-апел]   [апен-апшер]   [ар-аргум]   [аргун-аркт]   [арл-арсен]   [арсин-арха]   [архе-аса]   [асб-ассиз]   [ассим-астроп]   [астрос-атол]   [атом-афил]   [афин-ацет]   [ацид-аяч]