Навигация
 
австрия - автомот
<< В начало < Предыдущая Следующая > В конец >>

АВТОВОКЗАЛ

(от авто... и вокзал), комплекс сооружений для обслуживания пассажиров междугородных и пригородных автобусных сообщений в больших городах на конечных пунктах автобусных линий. А. состоит из пассажирского здания, внутренней транспортной территории и привокзальной площади (рис. 1).

0107-2-1.jpg

Рис. 1. Генплан типового автовокзала вместимостью 900 чел.: 1 - подъезд городского транспорта; 2 - пассажирское здание; 3 - перрон отправления; 4 - перрон прибытия; 5 - стоянка автобусов; 6 - осмотровая эстакада; 7 - место для мойки автобусов.

В здании А. размещаются: пассажирский зал с билетными кассами, помещение для пассажиров с детьми, камера хранения ручной клади, кафетерий, санузлы, служебные помещения (диспетчерская, шофёрская, комнаты администрации). На внутр. транспортной территории А. располагаются: перроны посадки и высадки пассажиров, площадка для стоянки автобусов между рейсами и, при необходимости, устройства для осмотра и мойки кузова автобусов. Перроны А. могут быть прямолинейными или уступообразными; последние имеют относительно меньшую длину и применяются при большом числе отправлений и прибытий автобусов.

Расчётными показателями А. являются суточное отправление пассажиров и часовое отправление автобусов. Низший предел вместимости А.- 100 чел.

Управление движением автобусов на территории А. осуществляется с пульта диспетчера световой сигнализацией; автоматич. устройствами, регистрирующими подачу автобуса к перрону под посадку и отход от перрона; в больших А. диспетчерская служба оснащается телевизионной системой для наблюдения за посадкой и высадкой пассажиров. Пассажиры информируются о прибытии и отправлении автобусов по радио, с помощью световых табло и указателей.

Для удобства пассажиров, пользующихся смешанными видами сообщений, строятся объединённые вокзалы: желез-нодорожно-автобусные, автобусно-речные и др.

Рациональной планировкой выделяются А. в Киеве (1958-61, арх. А. М. Милецкий и др.; проект переработан для Одессы в 1964, см. рис. 2) с просторными интерьерами, украшенными мозаичными панно из майолики (художники А. А. Рыбачук и В. В. Мельниченко), А. в Риге (1962-64, арх. Г. Минц), в Алма-Ате (1967, арх. В. А. Бабенко, А. А. Смирнов, С. И. Судакова) и др.

За рубежом строят многоэтажные А. с перронами посадки и высадки пассажиров внутри здания в наземных и подземных этажах (.Нью-Йорк-Центральный, Чикаго, Брюссель, Лос-Анджелес).

Ю. А. Гольденберг.



 
Большая советская энциклопедия
  [ АННОТАЦИЯ]   [а-абон]   [аборд-авар]   [авач-австрич]   австрия - автомот   [автомут-аграм]   [агран-аджз]   [аджи-азер]   [азеф-айя]   [ака-акоп]   [акост-акур]   [акус-алейж]   [алейк-ален]   [алеп-алле]   [алли-альбен]   [альбер-альп]   [альт-амап]   [амар-амим]   [амин-амуд]   [амул-анан]   [анап-андез]   [андер-анип]   [анис-антен]   [антер-антон]   [антоф-апел]   [апен-апшер]   [ар-аргум]   [аргун-аркт]   [арл-арсен]   [арсин-арха]   [архе-аса]   [асб-ассиз]   [ассим-астроп]   [астрос-атол]   [атом-афил]   [афин-ацет]   [ацид-аяч]