Навигация
 
аджи-азер
<< В начало < Предыдущая Следующая > В конец >>

АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

образована в июне 1967 (.ранее входила в состав Закавказской ж. д.). Управление в Баку. Пролегает в основном по терр. Азерб. ССР (95% ). Граничит на С. с Сев.-Кавк. ж. д. (ст. Дербент), на 3. с Закавказской ж. д. (станции Беюк-Кясик и Норашен). На Ю.проходит вдоль гос. границы СССР с Ираном. Эксплуа-тац. длина 1868 км (1 янв. 1969).

Стр-во началось в кон. 70-х гг. 19 в. В 1880 сдана в эксплуатацию линия Баку - Сабунчи - Сураханы, которая первоначально предназначалась для вывоза нефти, но после стр-ва нефтепроводов стала преим. пассажирской. В 1883 построена линия Баку - Беюк-Кясик - Тбилиси, создавшая с ранее проложенными линиями от Тбилиси до Батуми и Поти прямую ж.-д. связь между портами Каспийского и Чёрного м.; в 1900 - Ба-ладжары - Дербент, связавшая р-ны Закавказья с Сев. Кавказом и др. р-нами страны; в 1908-Джульфа-Норашен - Масис, соединившая пограничную (с Ираном) ст. Джульфа с Ереваном и др. пунктами Закавказья. За годы Сов. власти построены линии: Алят - Минд-живан - Кафан (1936) и Миндживан- Джульфа (1941) (сократившие путь между Баку и Ереваном), а также Османлы - Астара (1941), Сальяны - Нефтечала (1941), Аджикабул - Али-Байрамлы (1941). Для освоения Дащке-санского железорудного месторождения и вывоза руды в 1950 построена линия Алабашлы-Кушчинский Мост. В составе дороги - первая в СССР электрифици-ров. линия Баку - Сабунчи (1926). К 1968 электрифицированы направления Беюк-Кясик - Уджары, Баку - Кишлы- Сумгаит, Баладжары - Дуванный, Алабашлы - Кушчинский Мост и нек-рые др. линии небольшой протяжённости.

В 1967 грузооборот А. ж. д. составлял 1,1% от грузооборота всей сети; на магистралях Баку - Дербент и Баладжары - Беюк-Кясик грузонапряжённость весьма высокая. А. ж. д. отправляет за год св. 30 млн. т различных грузов; наибольший уд. вес имеют нефтегрузы (42%), затем жел. руда, цемент и др. стройматериалы., хим. и минеральные удобрения, металлы и грузы с. х-ва. В ввозе и транзите преобладают уголь, лесоматериалы, машины, оборудование, зерно, грузы лёгкой пром-сти. По видам сообщений перевозки распределяются: транзит 27% , ввоз 19% , вывоз 28%, местное сообщение 26%. Крупные пункты отправления и прибытия грузов: Баку, Гюздек, Сумгаит, Карадаг,

Кишлы, Кировабад и др. А. ж. д. взаимодействует с крупнейшим на Каспийском м. портом по перевалке различных грузов в Баку. После сдачи в эксплуатацию паромной переправы Баку - Красно-водск (1962) создана прямая связь р-нов Закавказья с р-нами Ср. Азии. А. ж. д. осуществляет пассажирские перевозки как междугородные (Баку - Тбилиси, Баку - Ереван, Баку - Москва и др.), так и пригородные. Общий пассажирооборот составляет 0,6% от пассажирооборота всей сети ж. д. СССР.

Г. С. Райхер.



 
Большая советская энциклопедия
  [ АННОТАЦИЯ]   [а-абон]   [аборд-авар]   [авач-австрич]   [австрия - автомот]   [автомут-аграм]   [агран-аджз]   аджи-азер   [азеф-айя]   [ака-акоп]   [акост-акур]   [акус-алейж]   [алейк-ален]   [алеп-алле]   [алли-альбен]   [альбер-альп]   [альт-амап]   [амар-амим]   [амин-амуд]   [амул-анан]   [анап-андез]   [андер-анип]   [анис-антен]   [антер-антон]   [антоф-апел]   [апен-апшер]   [ар-аргум]   [аргун-аркт]   [арл-арсен]   [арсин-арха]   [архе-аса]   [асб-ассиз]   [ассим-астроп]   [астрос-атол]   [атом-афил]   [афин-ацет]   [ацид-аяч]