Навигация
 
аджи-азер
<< В начало < Предыдущая Следующая > В конец >>

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

отрасль права, представляющая собой совокупность юридич. норм, к-рые регулируют обществ, отношения, складывающиеся при осуществлении исполнительно-рас-порядит. деятельности, т. е. в процессе гос. управления. Нормы А. п. определяют порядок организации и деятельности аппарата гос. управления, компетенцию центр, и местных органов управления, права и обязанности должностных лиц, взаимоотношения между органами управления и гражданами, а также регламентируют порядок издания актов управления, методы адм. деятельности, порядок применения мер адм. принуждения. В процессе применения норм А. п. возникают адм.-правовые отношения между органами гос. управления, с одной стороны, и соответствующими органами гос-ва, обществ, орг-циями и гражданами- с другой. Для этих отношений характерно следующее: одной из сторон в них всегда выступает гос. орган (орган управления) или его должностное лицо, наделённые определёнными гос. властными полномочиями и действующие от имени гос-ва; отношение может возникнуть помимо воли др. стороны; как правило, споры, возникающие по этим отношениям, разрешаются в адм. порядке, т. е. вышестоящим органом управления или специально созданным для этой цели гос. органом (см. также Административная юстиция).

А. п. как отрасль права отражает сущность экономии, и социального строя, сущность государства, принципы системы права данной общественно-экономич. формации. А. п. эксплуататорских гос-в регулирует отношения между гос-вом и подданными в целях охраны частной собственности, режима эксплуатации и обеспечения интересов господств, класса. Осн. часть норм бурж. А. п. составляют нормы, регламентирующие адм.-поли-тич. деятельность бурж. гос-ва, в т. ч. применение адм. принуждения в различных его формах. Эти нормы таковы, что дают возможность полиции и другим адм. властям действовать на основе свободного усмотрения (т. н. дискреционная власть), широко применяя репрессивные меры путём непосредств. принуждения в адм. порядке, без обращения в судебные органы.

В условиях всё большего сращивания гос. аппарата с аппаратом монополий и милитаризации экономики империа-листич. гос-во активно вмешивается в руководство экономикой в интересах финанс. олигархии. Это находит отражение и в действующем А. п. В частности, это выражается в значит, увеличении числа адм.-правовых норм по вопросам экономич. регулирования (регламентация гос. сектора х-ва и компетенции соответствующих органов управления, гос. регулирование нек-рых сторон хоз. деятельности монополий, установление гос. контроля над отд. отраслями х-ва и т. д.). Значительно расширяются также адм. полномочия отраслевых органов управления, осуществляющих централизов. руководство деятельностью публичных корпораций или гос. контроль за деятельностью частных предприятий и их объединений, а также органов, координирующих развитие капиталистич. х-ва (органов планирования, учёта и контроля, финанс. органов); большое развитие получило адм.-правовое регулирование т. н. социальных услуг.

В социалистич. гос-вах А. п.- самостоят, отрасль системы социалистич. права, в которой находят своё выражение принципы социалистич. демократизма, хозяйственно-организаторская, социально-культурная, воспитательная функции социалистич. гос-ва. Нормы А. п. В этой области обеспечивают реализацию гарантированных конституцией политич. и социально-экономич. прав граждан. Эти же цели преследует и правовое регулирование адм.-политич. деятельности гос. органов, призванное охранять социалистич. завоевания, обществ, порядок и гос. безопасность в интересах трудящихся. Регулируя обществ, отношения, складывающиеся в процессе исполни-тельно-распорядит. деятельности органов социалистич. гос-ва, А. п. оказывает активное воздействие на развитие экономич. отношений, в его нормах получают правовое закрепление осн. принципы гос. управления в социалистич. обществе (см. Управление государственное). Социалистич. А. п. закрепляет формы и методы организации управления нар. х-вом, способы обеспечения законности и гарантии прав граждан в области исполнительно-распорядит, деятельности. регулирует обществ, отношения, складывающиеся в ходе исполнительно-распорядит. деятельности органов Советского гос-ва, осуществляющих задачи коммунистич. строительства. Осн. часть сов. А. п. составляют нормы, регулирующие порядок руководства и управления отраслями нар. х-ва: организацию планирования и финансирования, учёта и контроля; подготовки, подбора и расстановки кадров; оперативное управление предприятиями и хоз. организациями. Особо важное значение имеют нормы А. п., отражающие мероприятия по проведению в СССР (с сер. 60-х гг.) экономич. реформы и определяющие правовое положение социалистич. производств, предприятий, права и обязанности хоз. министерств, ведомств и объединений. Важной задачей сов. А. п. является обеспечение дальнейшего развития учреждений культуры, нар. образования, здравоохранения, организация н.-и. деятельности, реализация гарантированных Советской конституцией прав и демократич. свобод граждан, защита этих прав и свобод, совершенствование правовых гарантий личности в области гос. управления. Нормы сов. А. п. направлены также на обеспечение функции гос-ва по обороне страны, охране обществ, порядка и гос. безопасности, на развитие внеш. сношений Сов. гос-ва.

Система сов. А. п. складывается из общей и особенной частей. Общая часть объединяет нормы, регламентирующие правовое положение и компетенцию органов управления, правовое положение граждан и обществ, орг-ций в сфере исполнительно-распорядит. деятельности, формы и методы этой деятельности (акты управления, меры убеждения и поощрения, меры принуждения, способы и формы обеспечения законности в адм. деятельности). К общей части относятся и адм.-процессуальные нормы, регулирующие порядок рассмотрения адм. споров и применения соответствующих мер воздействия. Особенная часть содержит нормы, к-рые регулируют организацию, методы и формы управления отд. отраслями нар. х-ва, социально-культурной и адм.-политич. деятельности.

Источниками сов. А. п. являются Конституция СССР, конституции союзных и авт. республик, законы и постановления Верх. Совета СССР, Верх. Советов союзных и авт. республик, Указы и постановления Президиума Верх. Совета СССР, Президиумов Верх. Советов союзных и авт. республик, постановления и распоряжения Совета Министров

СССР, Советов Министров союзных и авт. республик, приказы и инструкции министров, председателей гос. комитетов и ведомств, решения и распоряжения местных Советов депутатов трудящихся и их исполкомов.

Лит.: Административное право. Учебник под ред. А. Е. Лунёва, М., 1967; Козлов Ю. М., Предмет административного права, М., 1967. Н. Г. Салищева



 
Большая советская энциклопедия
  [ АННОТАЦИЯ]   [а-абон]   [аборд-авар]   [авач-австрич]   [австрия - автомот]   [автомут-аграм]   [агран-аджз]   аджи-азер   [азеф-айя]   [ака-акоп]   [акост-акур]   [акус-алейж]   [алейк-ален]   [алеп-алле]   [алли-альбен]   [альбер-альп]   [альт-амап]   [амар-амим]   [амин-амуд]   [амул-анан]   [анап-андез]   [андер-анип]   [анис-антен]   [антер-антон]   [антоф-апел]   [апен-апшер]   [ар-аргум]   [аргун-аркт]   [арл-арсен]   [арсин-арха]   [архе-аса]   [асб-ассиз]   [ассим-астроп]   [астрос-атол]   [атом-афил]   [афин-ацет]   [ацид-аяч]