Навигация
 
аджи-азер
<< В начало < Предыдущая Следующая > В конец >>

АДОРНО

(Adorno) Теодор [фам. отца - Визенгрунд (Wiesengrund); A.- фам. матери] (11.9.1903, Франкфурт-на-Майне,-6.8.1969, Бриг, Швейцария), немецкий философ, социолог и музыковед. В 1931-33 доцент Франкфуртского ун-та. После 1933 в эмиграции в Англии, с 1938 в США. С 1949 во Франкфурте-на-Майне; проф. ун-та (с 1950), руководитель Ин-та социальных исследований (с 1953). Критика культуры и общества, развитая А. совместно с нем. социологом М. Хорк-хеймером (Диалектика просвещения, 1947), сложилась в русле идей гегелевской диалектики, теории товарного фетишизма, отчасти - психоанализа 3. Фрейда. В центре внимания А.- критич. анализ изменений в характере человека в т. н. управляемом обществе, в понятии к-рого А. в сущности отождествляет бурж. и социалистич. общество. В период пребывания в США А. и его сотрудниками было проведено конкретное исследование структуры и формирования т. н. авторитарной личности, рассматриваемой как психологич. предпосылка фашизма (Авторитарная личность, 1950). Вслед за В. Беньямином А. видит цель философии не в ;конструировании всеобщего, а в раскрытии специфики единичного и особенного (Отрицательная диалектика, 1966). В ряде работ подверг критике феноменологию, экзистенциализм и неопозитивизм.

В филос.-эстетич. концепцииновой музыки; А. ориентируется на творчество австрийских композиторов А. Шёнберга, А. Берга, А. Веберна, видя в нём адекватное раскрытие страха и отчаяния одинокого человека в совр. бурж. обществе. С этой точки зрения А. критикует неоклассицизм И. Стравинского как ;реставрацию; отживших муз. форм (Философия новой' музыки, 1949), массовую стандартизованную муз. культуру и ложное муз. сознание, утрачивающее способность к восприятию художеств, формы как целого. Автор ряда муз. произв. (ученик А. Берга). Свойственная работам А. афористич. лаконичность стиля сложилась под влиянием К. Крау-са. В ряде работ и выступлений А. содержатся выпады в отношении обществ, и культурной жизни социалистич. стран. Оказал значит, воздействие на совр. бурж. социологию, философию и музыковедение.

Соч.: Zur Metakritik der Erkenntnistheo-rie, Stuttg., 1956; Noten zur Literatur, Bd 1-3, Fr./M., 1958-65;. Klangfiguren, В., 1959; Einleitung in die Musiksoziologie, Fr./M., 1962; Minima Moralia, Fr./M., 1962; Dissonanzen, 3 Aufl., Gott., 1963; Quasi una fantasia, Fr./M., 1963; Negative Dia-lektik, Fr./M., 1966. 

Лит.: Манн Т., Собр. соч., т. 9, М., 1960, с. 228 - 31; 3 о л т а и Д., Музыкальная культура современности в зеркале эстетики Т. Адорно,Вопросы философии, 1968, № 3; Давыдов Ю., Негативная диалектикаНегативной диалектики; Адорно,Советская музыка, 1969, № 7 - 8.

Ю. Н. Попов.



 
Большая советская энциклопедия
  [ АННОТАЦИЯ]   [а-абон]   [аборд-авар]   [авач-австрич]   [австрия - автомот]   [автомут-аграм]   [агран-аджз]   аджи-азер   [азеф-айя]   [ака-акоп]   [акост-акур]   [акус-алейж]   [алейк-ален]   [алеп-алле]   [алли-альбен]   [альбер-альп]   [альт-амап]   [амар-амим]   [амин-амуд]   [амул-анан]   [анап-андез]   [андер-анип]   [анис-антен]   [антер-антон]   [антоф-апел]   [апен-апшер]   [ар-аргум]   [аргун-аркт]   [арл-арсен]   [арсин-арха]   [архе-аса]   [асб-ассиз]   [ассим-астроп]   [астрос-атол]   [атом-афил]   [афин-ацет]   [ацид-аяч]