Навигация
 
акост-акур
<< В начало < Предыдущая Следующая > В конец >>

АКТЫ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

в СССРюридич. форма реализации исполнительно-распо-рядит. полномочий органов гос-ва. Путём издания таких актов органы гос. управления, в пределах их компетенции, на основе и во исполнение законов регулируют общественные отношения, организуют выполнение плановых заданий, руководят производством, обеспечивают охрану общественной и личной собственности, прав и законных интересов граждан, осуществляют меры по укреплению обороны СССР, охране обществ, порядка и гос. безопасности. Законы и указы Президиума Верховного Совета СССР и союзных республик являются актами органов государственной власти.

Юридич. характер А. о. г. у. проявляется в том, что в них содержатся государственно-властные предписания, обязательные к исполнению. Эти предписания либо обязывают граждан, должностных лиц, гос. и обществ, учреждения, организации и предприятия совершать определённые действия (или воздерживаться от определённых действий), либо предоставляют к.-л. права и т. о. порождают разнообразные правовые отношения и юридич. последствия.

В соответствии с Конституцией СССР и конституциями союзных и авт. республик высшие органы гос. управления СССР, союзных и авт. республик (Советы Министров) наделены правом издавать постановления и распоряжения; отраслевые органы управления - приказы и инструкции, местные органы управления (исполкомы Советов депутатов трудящихся) - решения и распоряжения. Администрация предприятий и учреждений издаёт приказы.

А. о. г. у. должны быть изданы на основе и во исполнение закона, они не могут изменять или отменять его. А. о. г. у. являются юридич. фактами, порождающими, изменяющими или прекращающими правовые отношения; они могут служить доказательствами в следств. органах, суде, арбитраже и при адм. производстве (см. Административный процесс), а также являются основанием для издания других актов управления или заключения гражданско-правовых сделок.

По юридич. содержанию А. о. г. у. делятся на нормативные и индивидуальные: нормативные содержат правовые нормы, рассчитанные на регулирование определённых однородных отношений (напр., положения о министерствах, правила приёма в высшие учебные заведения); индивидуальные являются актами применения права и регулируют к.-л. конкретный случай, они не могут быть применены к другим, хотя бы и однородным отношениям (напр., приказ об объявлении благодарности, распоряжение о выделении денежных средств и т. д.).

Особую группу А. о. г. у. составляют акты, содержащие и адм. санкции за их нарушение, т.н. акты с адм. санкцией. Право издавать такие акты предоставлено Советам Министров СССР, союзных и авт. республик, а по определённому кругу вопросов - местным Советам депутатов трудящихся (кроме сельских) и их исполкомов - по вопросам охраны обществ, порядка, благоустройства, санитарного состояния населённых пунктов и др. вопросам, предусмотренным законодательством.

Акт управления вступает в силу либо с момента, указанного в тексте самого акта, либо с момента доведения его до сведения исполнителей. В самом А. о. г.у. может быть указан и срок его действия, а если этот срок не указан, А. о. г. у. действует до момента его отмены другим актом или законом. Акты местных Советов, содержащие адм. санкции, в большинстве союзных республик издаются на срок до 2 лет.

Порядок опубликования и вступления в силу постановлений и распоряжений пр-ва СССР установлен спец. пост. Совета Министров СССР (СП СССР, 1954, № 6, ст. 37), в к-ром указывается, что постановления, имеющие общее значение или носящие нормативный характер, публикуются в Собрании постановлений правительства СССР (СП СССР), причём в постановлениях нормативного характера должен быть предусмотрен срок их введения в действие. В случае неотложности и срочности проводимых мероприятий постановления подлежат немедленному обнародованию (через газеты, по радио, телеграфу) и в этих случаях вступают в силу немедленно. В тех случаях, когда в постановлениях пр-ва не указан срок введения их в действие, они вступают в силу с момента принятия. Распоряжения Совета Министров вступают в силу с момента их принятия.

Как правило, А. о. г. у. не имеет обратной силы (см. Обратная сила закона). В отдельных случаях в акте управления может быть предусмотрено, что его действие распространяется на отношения, возникшие до его принятия.

За законностью А. о. г. у. осуществляется контроль вышестоящих органов управления и надзор со стороны органов прокуратуры (см. Надзор прокурорский).

Лит.: Административное право. Учебник для юридич. вузов, под ред. Ю. М. Козлова, М., 1968, гл. 14. А. Е. Лунев.



 
Большая советская энциклопедия
  [ АННОТАЦИЯ]   [а-абон]   [аборд-авар]   [авач-австрич]   [австрия - автомот]   [автомут-аграм]   [агран-аджз]   [аджи-азер]   [азеф-айя]   [ака-акоп]   акост-акур   [акус-алейж]   [алейк-ален]   [алеп-алле]   [алли-альбен]   [альбер-альп]   [альт-амап]   [амар-амим]   [амин-амуд]   [амул-анан]   [анап-андез]   [андер-анип]   [анис-антен]   [антер-антон]   [антоф-апел]   [апен-апшер]   [ар-аргум]   [аргун-аркт]   [арл-арсен]   [арсин-арха]   [архе-аса]   [асб-ассиз]   [ассим-астроп]   [астрос-атол]   [атом-афил]   [афин-ацет]   [ацид-аяч]