Навигация
 
акост-акур
<< В начало < Предыдущая Следующая > В конец >>

АКСЕЛЕРОМЕТР

(от лат. accelero - ускоряю и греч. metreo - измеряю), прибор для измерения ускорения (перегрузок), возникающего на космич. летат. аппаратах, ракетах, самолётах и др. движущихся объектах, при испытаниях машин, двигателей и т. д. Различают А.: в зависимости от вида движения - линейный и угловой; по принципу действия - механич., электромеханич. и др.; по назначению - измеряющий ускорение как функцию времени или пути и максимальный, измеряющий момент достижения объектом заданного значения ускорения или макс, значение ускорения в быстро-протекающем процессе, напр, при ударе. А. с записывающим устройством наз. акселерографом.

Ускорение воспринимается: в линейном (с одной степенью свободы) механическом А. (рис.) - маятниковым устройством, в к-ром под действием ускорения возникает отклонение маятника от положения равновесия (размер отклонения показывает стрелка на шкале, отградуированной в единицах ускорения); в электромеханическом А.- тензодатчиком, изменяющим свой электрич. параметр (сопротивление, индуктивность или ёмкость) в зависимости от механич. деформации, пропорциональной ускорению; в максимальном А.- или маятниковым устройством, разрывающим контакт в электрич. цепи при достижении объектом исследования заданного  значения ускорения, или пьезоэлектрическим датчиком, вырабатывающим электрич. напряжение при механич. сжатии под действием сил инерции. В электромеханич. и макс. А. ускорения регистрируются на экране осциллографа, на к-рый после усиления поступают электрич. сигналы с воспринимающих ускорение устройств.

Общий вид и схема авиационного механич. акселерометра: 1 - грузик маятника, отклоняющийся под действием ускорения; 2 - пружина; 3 - ось; 4 - зубчатый сектор; 5 - зубчатое колесо; 6 - стрелка; 7 - стрелка, фиксирующая максимальное значение ускорения.

При небольших (до 10 гц) частотах колебаний деталей машин или движущихся объектов для измерений больших ускорений применяют механич. А.; при повыш. частотах - электромеханич. А.; при виб-рац. измерениях ускорений в диапазоне частот 10 гц - 20 кгц - макс. А. Макс. А. позволяют измерять ускорения от 1 см/сек2 до 30 км/сек2 (0,001 до 3000 д, где g - ускорение свободного падения). В гравиметрии при определениях ускорений силы тяжести на море и в воздухе используют трёхкомпонентные А., с помощью к-рых регистрируют и учитывают ускорения, обусловленные качкой корабля или самолёта в месте установки гравиметра или маятникового прибора. Применяемые в гравиметрии А. рассчитаны на диапазон измерения ускорений в несколько сот см/сек2 и имеют точность порядка 1 см/сек2.

Лит.: Фридлендер Г. О. и Селезнев В. П., Пилотажные манометрические приборы, компасы и автоштурманы, М., 1953; Иориш Ю. И., Измерение вибрации. Общая теория, методы и приборы, М., 1956.



 
Большая советская энциклопедия
  [ АННОТАЦИЯ]   [а-абон]   [аборд-авар]   [авач-австрич]   [австрия - автомот]   [автомут-аграм]   [агран-аджз]   [аджи-азер]   [азеф-айя]   [ака-акоп]   акост-акур   [акус-алейж]   [алейк-ален]   [алеп-алле]   [алли-альбен]   [альбер-альп]   [альт-амап]   [амар-амим]   [амин-амуд]   [амул-анан]   [анап-андез]   [андер-анип]   [анис-антен]   [антер-антон]   [антоф-апел]   [апен-апшер]   [ар-аргум]   [аргун-аркт]   [арл-арсен]   [арсин-арха]   [архе-аса]   [асб-ассиз]   [ассим-астроп]   [астрос-атол]   [атом-афил]   [афин-ацет]   [ацид-аяч]