Навигация
 
антер-антон
<< В начало < Предыдущая Следующая > В конец >>

АНТИСЕМИТИЗМ

одна из форм национальной и религиозной нетерпимости, выражающаяся во враждебном отношении к евреям. А. принимал в ходе истории различные формы - от религиозного и психологического предубеждения и сегрегации, проявлявшихся главным образом в сфере бытовых отношений, до проводимой гос. органами политики насильств. выселения евреев и даже их физического истребления (геноцида). А. представляет собой социальное явление, используемое правящими эксплуататорскими классами в разных целях - политич., экономич., для разжигания националистич. настроений, для отвлечения трудящихся от борьбы за решение коренных социальных проблем. В русло А. в течение веков сознательно направлялось социальное недовольство народных масс, опутанных ре-лиг.-этнич. предрассудками.

Историч. корни А. уходят в древность, когда евреи в результате диаспоры оказались в новых странах своего расселения на положении нац.-религ. меньшинства. Их религия - иудаизм - своими культовыми и бытовыми установками, провозглашением евреев народом, "избранным богом", и др. резко обособляла их от окружающего населения. Социально-религ. А. был в течение многих веков наиболее отчётливо выраженным видом А. Неприязнь к евреям как к иноверцам поддерживалась в христианских странах всевозможными измышлениями: церковники обвиняли евреев в ритуальном убийстве Христа, в убийстве христианских детей и использовании их крови для изготовления пасхальных хлебцев, в осквернении христианских святынь и др. Социально-экономические мотивы А. были обусловлены тем, что евреи,сосредоточившие свою деятельность главным образом на занятиях торговлей, ростовщичеством и ремеслом, по мере развития товарно-ден. отношений становились серьёзными конкурентами местного (нееврейского) торг.-ремесл. населения. В древности одним из наиболее известных проявлений А. было преследование евреев в 1 в. н. э. в Александрии, Антиохии и др. центрах Рим. империи. В ср. века резкое усиление А. в Зап. Европе наблюдается с кон. 11-12 вв. в связи с ростом религ. нетерпимости во время крестовых походов (евр. погромы, учинявшиеся крестоносцами по пути на В.) и особенно с 13-14 вв., в условиях быстрого развития товарно-ден. отношений. А. выражался не только в сегрегации евреев (запрещение браков евреев и христиан, ограничение бытового общения между ними, для чего евреев заставляли носить особую одежду или отличит. знаки на ней, жить в особых кварталах, получивших позднее назв. гетто), в юридич. неполноправии их с христианским населением, но и в изгнании (полном или частичном) евреев из ряда стран Зап. Европы (из Англии в 1290, из Франции в 1394, из Испании в 1492 и т. д.); гонения на евреев использовались феодалами и церковью для захвата их богатств.

В результате бурж. революций 16- 19 вв. ср.-век. правовые ограничения евреев были отменены. Однако уже в последней трети 19 в. в условиях экономич. кризисов 70-80-х гг. и массового разорения мелкой буржуазии наблюдается новая волна А., к-рый подкреплялся теперь мифом о виновности евреев в экономико-политич. неустойчивости жизни; в русло А., к-рый сопровождался социальной демагогией, направлялась мелкобурж. оппозиция крупному капиталу. Особой силы антисемитское движение достигло в Германии и Австро-Венгрии, где его глашатаями стали лидеры христианско-социальных партий (А. Штёккер в Германии, К. Люэгер в Австро-Венгрии). В это время впервые получает распространение и сам термин "А." (подчёркивал враждебность к евреям, принадлежащим к т. н. семитским народам). В 1882 в Дрездене состоялся первый междунар. антисемитский конгресс. Попытки усиления А. встречали противодействие прогрессивных сил (напр., во Франции во время дела Дрейфуса, см. Дрейфуса дело). С кон. 19 в. борьба против А. осложнилась распространением сионизма, становящегося всё более реакционным. Ныне сионизм - это идеология, разветвлённая система организаций, пояитич. практика крупной евр. буржуазии, сросшейся с монополистич. кругами США и др. империалистич. держав; осн. содержанием совр. сионизма, игнорирующего подлинные интересы евр. народа, является ярый шовинизм и злобный антикоммунизм. Сионистские лидеры, развивающие идеи об "извечности" А., призывающие к обособлению самих евреев от других народов, практически усиливали и усиливают А. и используют его в своих интересах.

В России А. являлся по существу признанной гос. доктриной; евреи (некрещёные) были здесь ограничены в месте жительства ("черта оседлости"), им запрещалось покупать землю и заниматься земледелием, занимать офицерские должности, состоять на гос. службе, работать на жел. дорогах и почте; существовали (с 80-х гг. 19 в.) нормы приёма евреев в средние и высшие учебные заведения и т. д. А. подогревался процессами по обвинению евреев в ритуальных убийствах (Велижское дело в 20-30-х гг. 19 в., Бейлиса дело 1913 и др.). Наиболее жестокой формой А. были евр. погромы, первая волна к-рых (нач. 80-х гг.) была развязана реакц. кругами после убийства Александра II, вторая - в период Революции 1905-07. Во главе погромщиков стояли черносотенцы из "Союза русского народа", а за их спиной - царская охранка. Позже, уже в годы Гражд. войны, причастностью евреев к революц. движению мотивировались массовые евр. погромы, устраивавшиеся петлюровцами и деникинцами, бандами Махно и др. "атаманов". Рус. с.-д-тии, как и марксистским партиям других стран, пришлось вести борьбу как против А., так и против евр. национализма (проявлявшегося, в частности, в деятельности евр. политич. партий типа Бунд); борьба с А. рассматривалась рус. социал-демократами как составная часть общей освободит. борьбы и демократич. решения нац. вопроса. В. И. Ленин, указывая на "...несомненную связь антисемитизма с интересами именно буржуазных, а не рабочих слоев населения"(Поли. собр. соч., 5 изд., т. 7, с. 121), подчёркивал, что А. раздувается эксплуататорскими классами, использующими темноту масс, отмечал развращающее влияние А., отравляющего сознание народа; одновременно Ленин подчёркивал, что борьба самих евреев с А. не должна принимать форму национализма и нарушать революц. союз евр. пролетариата с пролетариями др. национальностей. Представители русской прогрессивной интеллигенции, в их числе М. Горький, В. Г. Короленко, решительно выступали против А.

Великая Окт. социалистич. революция заложила базу для разрешения нац. вопроса в СССР и, в частности, установила полное равноправие евреев во всех областях жизни. Постановление Совета Народных Комиссаров от 25 июля 1918, подписанное В. И. Лениным, объявляло А. "гибелью для дела рабочей и крестьянской революции" и предписывало ставить вне закона погромщиков и ведущих погромную агитацию.

В 30-40-х гг. 20 в. центром А. стала фаш. Германия, где он подкреплялся расистскими теориями и имел характер официально организуемого геноцида. В это время резко усилили А. фаш. группы и организации и в ряде других стран. В Германии и оккупированных ею в ходе 2-й мировой войны странах по спец. разработанным фаш. гос-вом планам было уничтожено (гл. обр. в построенных для этой цели "лагерях смерти") ок. 6 млн. евреев. Разгром гитлеровской Германии и междунар. осуждение преследования нацистским пр-вом евреев (квалифицированного Нюрнбергским процессом как преступление против человечности) нанесли удар по А. Однако в капитали-стич. странах он не исчез, хотя стал проявляться в более смягчённой форме (гл. обр. в бытовой сегрегации и дискриминации евреев) и реже принимает насильств. формы (местные погромы, как, напр., в Ливерпуле в 1947, поджоги синагог и т. п.); оживление А. обычно совпадает с усилением политич. реакции в тех или иных странах.

В качестве проявления А. империалистич. и сионистская пропаганда пытается представить борьбу араб. народов против агрессивной политики правящих кругов Израиля.

А. осуждается всеми прогрессивными силами международной общественности. Международное совещание коммунистических и рабочих партий 1969 обратилось с призывом усилить борьбу "... против расовой и национальной дискриминации, сионизма и антисемитизма, которые разжигаются капиталистическими реакционными силами и используются ими для политической дезориентации масс" (Международное совещание коммунистических и рабочих партий. Документы и материалы, 1969, с. 323).

Социалистический строй создаёт основу для полного равноправия людей независимо от их расовой и национальной принадлежности, а следовательно, и для полного искоренения А. Согласно ст. 123 Конституции СССР, всякая проповедь расовой или национальной исключительности (а следовательно, и А.) карается законом.

Лит.: Энгельс Ф., Об антисемитизме, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 22; Ленин В. И., О погромной травле евреев, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 38; его же, К вопросу о национальной политике, там же, т. 25; его же, Законопроект о национальном равноправии, там же; Бебель А., Социал-демократия и антисемитизм, СПБ, 1907; Ларин Ю., Евреи и антисемитизм в СССР, М.- Л., 1929;Лозинский С. Г., Социальные корни антисемитизма в средние века и в новое время, Л., 1929; Нюрнбергский процесс, т. 4, М., 1959, с. 655-733, т. 7, М., 1961, с. 307-541; Кон И. С., Психология предрассудка, "Новый мир", 1966, № 9; Lazare В., L'antisemitisme, son histoire et ses causes, P., 1894; Levingеr L. J., The causes of anti-semitism in the United States, Phil., 1929. В. И, Козлов.



 
Большая советская энциклопедия
  [ АННОТАЦИЯ]   [а-абон]   [аборд-авар]   [авач-австрич]   [австрия - автомот]   [автомут-аграм]   [агран-аджз]   [аджи-азер]   [азеф-айя]   [ака-акоп]   [акост-акур]   [акус-алейж]   [алейк-ален]   [алеп-алле]   [алли-альбен]   [альбер-альп]   [альт-амап]   [амар-амим]   [амин-амуд]   [амул-анан]   [анап-андез]   [андер-анип]   [анис-антен]   антер-антон   [антоф-апел]   [апен-апшер]   [ар-аргум]   [аргун-аркт]   [арл-арсен]   [арсин-арха]   [архе-аса]   [асб-ассиз]   [ассим-астроп]   [астрос-атол]   [атом-афил]   [афин-ацет]   [ацид-аяч]