Навигация
 
ар-аргум
<< В начало < Предыдущая Следующая > В конец >>

АРБИТРАЖ

(франц. arbitrage), 1)способ разрешения споров, при к-ром стороны обращаются не в судебные органы, а к отд. лицам - арбитрам или третейским судьям. Арбитры избираются самими сторонами или назначаются в порядке, обусловленном в их соглашении или установленном законом. А. используется гл. обр. для разрешения имуществ. споров, возникающих при осуществлении торг.

операций, перевозке грузов, поставке товаров и т. п. 2) Спец. орган для разрешения имуществ. и связанных с ними неимуществ. споров. Обычно различают: случайный (или изолированный) А. и постоянно действующий (или перманентный) А. Случайный, или изолированный, А. (т р е-тейский суд) образуется только для разрешения к.-л. конкретного дела. Его состав утверждается по соглашению сторон или в порядке, определяемом ими. Это первая в истории форма А., возникшая в ср. века. Однако в 19-20 вв. ведущее место занял постоянно действующий А., к-рый рассматривает все споры, возникающие между сторонами и вносимые ими на его рассмотрение, по вопросам, отнесённым к его компетенции. Такой А. образуется при торг. палатах, гос. органах, различных ассоциациях и т. д. из числа лиц, включённых на определённый срок или бессрочно в список арбитров (составляется руководящим органом той орг-ции, при к-рой состоит данный А.). Если постоянно действующий А. предназначается для разрешения споров между любыми сторонами, к-рые захотят к нему обратиться, он относится к категории открытых А., если же А. может разрешать споры только между членами соответствующей орг-ции (объединения, системы органов), он является закрытым А.

Одним из видов А. является т. н. международный А., сторонами в к-ром выступают, как правило, юридич. и физич. лица разных гос-в, а иногда и непосредственно гос-во в лице своих органов. Напр., в СССР действуют два междунар. А.: Морская арбитражная комиссия (МАК) и Внешнеторговая арбитражная комиссия (ВТАК), к-рые состоят при Всесоюзной торговой палате. (См. также Арбитраж внешнеторговый.) В СССР действуют нац. А. (т. е. разрешающие споры между сторонами внутри гос-ва) в двух формах: А. государственные и А. ведомственные. Сов. А. были созданы после окончания Гражданской войны, когда в связи с переходом к нэпу хоз. деятельность гос. предприятий стала строиться на началах хозяйственного расчёта. В 1922 созданы гос. и ведомств. арбитражные комиссии (впоследствии упразднённые). На основании пост. СНК СССР от 20 марта 1931 "Об изменении в системе кредитования, укреплении кредитной работы и обеспечении хозяйственного расчёта во всех хозяйственных органах" (СЗ СССР, 1931, № 18, ст. 166) были созданы вновь органы гос. А., действующие и в наст. время. Современная система гос. А. включает: Государственный арбитраж СССР при Совете Министров СССР и гос. А. при Советах Министров союзных республик, при Советах Министров автономных республик, при исполнит. комитетах областных (краевых) и городских (в Москве и Ленинграде) Советов депутатов трудящихся. Каждый из этих А. подчинён только тому органу гос. управления, при к-ром он состоит и под непосредственным руководством к-рого работает. Порядок деятельности гос. А. определяется спец. положениями, утверждаемыми соответствующими Советами Министров, и правилами, издаваемыми Государственным А. при Совете Министров СССР. Дела в гос. А. разрешаются арбитром с участием ответственных представителей спорящих сторон, решения вступают в силу немедленно по вынесении их и приводятся в исполнение, как правило, самими сторонами в установленный А. срок.

Деятельность органов гос. А. приобрела особое значение в свете осуществляемой в СССР с 1965 хоз. реформы в связи с переводом нар. х-ва на новую систему планирования и экономич. стимулирования, когда основными показателями в работе предприятий и организаций стали объём реализованной продукции, прибыль, рентабельность, выполнение заданий по важнейшей номенклатуре продукции, а также требований, предъявляемых к качеству продукции.

Рассматривая разногласия, возникающие между сторонами при заключении договоров и исполнении договорных обязательств, органы гос. А. принимают меры к обеспечению интересов гос-ва и хозрасчётных интересов сторон, воздействуют на предприятия и хоз. орг-ции в направлении своевременного и правильного выполнения стоящих перед ними задач, помогают устранять недостатки в деятельности предприятий и хоз. орг-ции, выявленные при рассмотрении дел, и т. д. О выявленных при рассмотрении дел недостатках в работе спорящих сторон гос. А. сообщает вышестоящим по отношению к ним органам, а в надлежащих случаях и органам прокуратуры. Работа ведомственного А. строится на тех же основах, что и работа гос. А. Эти А. создаются при министерствах и ведомствах (центр. учреждениях, кооп. центрах) для разрешения хоз. споров между подведомственными данным органам предприятиями, организациями и учреждениями. Ведомственный А. образуется обычно как часть аппарата указанных органов. В. Н. Ершов.



 
Большая советская энциклопедия
  [ АННОТАЦИЯ]   [а-абон]   [аборд-авар]   [авач-австрич]   [австрия - автомот]   [автомут-аграм]   [агран-аджз]   [аджи-азер]   [азеф-айя]   [ака-акоп]   [акост-акур]   [акус-алейж]   [алейк-ален]   [алеп-алле]   [алли-альбен]   [альбер-альп]   [альт-амап]   [амар-амим]   [амин-амуд]   [амул-анан]   [анап-андез]   [андер-анип]   [анис-антен]   [антер-антон]   [антоф-апел]   [апен-апшер]   ар-аргум   [аргун-аркт]   [арл-арсен]   [арсин-арха]   [архе-аса]   [асб-ассиз]   [ассим-астроп]   [астрос-атол]   [атом-афил]   [афин-ацет]   [ацид-аяч]