Навигация
 
авач-австрич
<< В начало < Предыдущая Следующая > В конец >>

АВВАКУМ

Петрович (1620 или 1621 - 14.4.1682), протопоп, один из основателей рус. старообрядчества (см. Раскол), писатель. Сын сел. священника. В 1646- 1647, находясь в Москве, был связан с "кружком ревнителей благочестия"и стал известен царю Алексею Михайловичу. В 1652 был протопопом в г. Юрьевце Повольском, затем священником Казанского собора в Москве. А. резко выступил против церк. реформы патриарха Никона, за что в 1653 с семьёй был сослан в Тобольск, а затем в Даурию. В 1663 царь, стремясь примирить А. с офиц. церковью, вызвал его в Москву. Но А. не отказался от своих взглядов, продолжал настойчивую борьбу с церк. нововведениями. В челобитной царю он обвинил Никона в ереси. Вдохновенные выступления против Никона привлекли к А. многочисл. сторонников, в т. ч. из среды знати (боярыня Ф. П. Морозова и др.). В 1664 А. был сослан в Мезень. В 1666 его вызвали в Москву и на церк. соборе расстригли, предали анафеме и в 1667 сослали в Пустозерский острог. Во время 15-летнего пребывания в сыром земляном срубе А. не прекращал идейной борьбы. Здесь он написал гл. произведения: Книгу бесед , Книгу толкований , Житие (между 1672 и 1675) и др. По царскому указу вместе с ближайшими сподвижниками А. был сожжён в срубе.

Отстаивая старую веру, А. в своих соч. резко обличал пороки представителей офиц. церкви (чревоугодничество, пьянство, разврат, корыстолюбие и пр.), жестокость, с к-рой они проводили реформу церк. обрядов. В борьбе со сторонниками Никона А. обличал царскую власть, самого царя, его слуг (воевод и пр.). Популярность А. была велика, обличит, проповеди его находили широкий отклик в среде крестьян и посадских людей. В распространении его соч. участвовала даже тюремная стража. Становясь на сторону старой веры , они выражали этим протест против феод, гнёта. Однако формы борьбы, к-рые предлагал А., были реакционны: самосожжение, религ. фанатизм, проповедь конца света.

А. был выдающимся писателем своего времени. Его Житие является одним из замечат. произведений др.-рус. лит-ры. Он сумел превратить традиц. жанр Жития в автобиографич. повесть. Яркость образов и характеристик людей, сочность и непосредственность живого рус. языка захватывают читателя.

Соч.: Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и др. его соч., М., 1960.

Лит.: История СССР. С древнейших времён до наших дней, т. 3, М., 1967; Гудзий Н. К., История древней русской литературы, 7 изд., М., 1966; Малышев В. И., Библиография сочинений протопопа Аввакума и литературы о нём. 1917 - 1953 гг., в сб.: Труды Отдела древнерусской литературы, [т.] 10, М.-Л., 1954; Гусев В. Е., Житие протопопа Аввакума - произведение демократической литературы XVII в., там же, [т.] 14, М.-Л., 1958; Робинсон А. Н., Жизнеописания Аввакума и ЕпифаНИя, М., 1963.

И. А. Булыгин.



 
Большая советская энциклопедия
  [ АННОТАЦИЯ]   [а-абон]   [аборд-авар]   авач-австрич   [австрия - автомот]   [автомут-аграм]   [агран-аджз]   [аджи-азер]   [азеф-айя]   [ака-акоп]   [акост-акур]   [акус-алейж]   [алейк-ален]   [алеп-алле]   [алли-альбен]   [альбер-альп]   [альт-амап]   [амар-амим]   [амин-амуд]   [амул-анан]   [анап-андез]   [андер-анип]   [анис-антен]   [антер-антон]   [антоф-апел]   [апен-апшер]   [ар-аргум]   [аргун-аркт]   [арл-арсен]   [арсин-арха]   [архе-аса]   [асб-ассиз]   [ассим-астроп]   [астрос-атол]   [атом-афил]   [афин-ацет]   [ацид-аяч]