Навигация
 
алеп-алле
<< В начало < Предыдущая Следующая > В конец >>

АЛЛЕГОРИЯ

(греч. allegoria -иносказание), условное изображение в иск-ве отвлечённых идей, к-рые не ассимилируются в художеств, образе, а. сохраняют свою самостоятельность и остаются внешними по отношению к нему. Связь между образом и значением устанавливается в А. по аналогии (напр., лев как олицетворение силы и т. п.). В противоположность многозначности символа смысл А. характеризуется однозначной постоянной определённостью и раскрывается не непосредственно в художеств, образе, а лишь путём истолкования содержащихся в образе явных или скрытых намёков и указаний, т. е. путём подведения образа под к.-л. понятие (религ. догматы, моральные, фи-лос., науч. идеи и т. п.). Поскольку в художеств, образе всеобщее и особенное нераздельно переплетены друг с другом, А. не может исчерпывать содержания образа, даже будучи существенным в необходимым его компонентом.

Термин "А." впервые встречается в трактатах об ораторском иск-ве Псевдо-Лонгина и Цицерона. Ср.-век. эстетика видела в А. одно из четырёх значений, к-рыми обладает произв. иск-ва: аллего-рич. значение наряду с грамматич. (буквальным), моральным и апагогическим (воспитательным). Как специфич. форма художеств, образа А. была подробно рассмотрена в нем. эстетике 18 - нач. 19 вв. (Винкельман, Гёте, Шеллинг, Гегель, Зольгср, Шопенгауэр и др.).

В литературе многие аллегорич. образы взяты из мифологии и фольклора. На А. строятся басня, моралите, притча, а также мн. произведения ср.-век. восточной поэзии; встречается и в др. жанрах ("Три ключа" А. С. Пушкина, сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина). В сер. 19 в. понятие А. сужается до художеств, приёма. См. Троп.

В изобразительном искусстве А. (фигуры с постоянными атрибутами, фигурные группы и композиции, олицетворяющие к.-л. понятия) составляет особый жанр, черты к-рого заметны уже в античных мифологич. изображениях. А. добродетелей, пороков и т. д., распространённые в средние века, наполняются гуманистич. содержанием в эпоху Возрождения. Особенно сложными и изощрёнными становятся А. в искусстве маньеризма, барокко и рококо. Классицизм и академизм рассматривали А. как часть "высокого" исторического жанра. В совр. иск-ве А. уступает место более развитым в образно-психологич. отношении символич. образам (см. Символ).

Лит.: Лосев А. Ф., Шестаков В. П., История эстетических категорий, [М.], 1965, с. 237-57; Sorеnsеn В. А., Symbol und Symbolismus in den asthetischen Theorien des XVIII. Jahrhunderts und der deutschen Romantik, Kbh., 1963.



 
Большая советская энциклопедия
  [ АННОТАЦИЯ]   [а-абон]   [аборд-авар]   [авач-австрич]   [австрия - автомот]   [автомут-аграм]   [агран-аджз]   [аджи-азер]   [азеф-айя]   [ака-акоп]   [акост-акур]   [акус-алейж]   [алейк-ален]   алеп-алле   [алли-альбен]   [альбер-альп]   [альт-амап]   [амар-амим]   [амин-амуд]   [амул-анан]   [анап-андез]   [андер-анип]   [анис-антен]   [антер-антон]   [антоф-апел]   [апен-апшер]   [ар-аргум]   [аргун-аркт]   [арл-арсен]   [арсин-арха]   [архе-аса]   [асб-ассиз]   [ассим-астроп]   [астрос-атол]   [атом-афил]   [афин-ацет]   [ацид-аяч]