Навигация
 
андер-анип
<< В начало < Предыдущая Следующая > В конец >>

АНИМАЛИСТИЧЕСКИЙ ЖАНР

изображение животных в живописи, скульптуре и графике. А. ж. сочетает естественнонауч. и художеств. начала и развивает наблюдательность и любовь к природе. Художник-анималист уделяет осн. внимание художеств.-образной характеристике животного, его повадок, среды его обитания (напр., в станковой живописи и скульптуре, в эстампе): декоративная выразительность фигуры, силуэта, расцветки особо существенна в парковой скульптуре, росписях, мелкой пластике; часто (особенно в иллюстрациях к сказкам, басням, в аллегорич. и сати-рич. изображениях) животное "очеловечивается", наделяется присущими людям чертами, поступками и переживаниями. Нередко гл. задачей анималиста становится точность изображения животного (напр., в иллюстрациях к научной и научно-популярной лит-ре). Об острой наблюдательности художников-охотников свидетельствуют изображения зверей и птиц в первобытном искусстве; ярко жизненны стилизованные фигуры животных в памятниках звериного стиля (в т. ч. у скифов), в иск-ве Др. Востока, Африки, Океании, древней Америки, в нар. творчестве мн. стран. Изображения животных часто встречаются в антич.cкульптуре, вазописи, мозаиках; в ср. века в Европе были распространены аллегорич. и фольклорные, сказочные образы птиц и зверей. В эпоху Возрождения художники начали рисовать животных с натуры (Пизанелло, А. Дюрер), но собств. А. ж. (связанный во многом с пейзажем, натюрмортом, бытовым жанром) и художники-анималисты появились в Китае в периоды Тан (Хань Хуан, 8 в.) и Сун (Му-ци, 13 в.), а в Европе - в 17 в. в Нидерландах (П. Поттер, А. Кёйп) и Фландрии (Ф. Снейдерс, Я. Фейт), в 18 в. во Франции (Ж. Б. Удри), России (И. Ф. Гроот) и др. В 19 - нач. 20 вв. наряду с романтич. восхищением силой и ловкостью зверя (А. Л. Бари во Франции) определяется стремление к точному изучению животных (Дж. Одюбон в США, К. Труайон во Франции, скульпторы П. К. Клодт, Е. А. Лансере в России, А. Гауль в Германии, К. Томсен в Дании), часто в естеств. обстановке их жизни (Б. Лильефорс в Швеции, А. С. Степанов в России), или к их яркой пластич. характеристике (скульптор Ф. Помпон во Франции, В. А. Серов в России). Творчество ведущих сов. анималистов (живопись, скульптура, эстамп, иллюстрации к научным и детским книгам и т. д.) отмечено тонким знанием животного мира (воспринятого в тесной связи с жизнью природы и человека), сочетанием познават. задач с остротой характеристики и декоративной выразительностью образов (В. А. Ватагин, И. С. Ефимов, Е. И. Чарушин, И. Г. Фрих-Хар, Д. В. Горлов, Е. М. Рачёв, Г. Е. Никольский, В. И. Курдов, А. М. Лаптев, Б. Я. Воробьёв, А. Старкопф и др.).

Лит.: Ватагин В. А., Изображение животного, М., 1967; Piper R., Das Tier in der Kunst, Munch., 1922. А. М. Комаров.

Илл. см. на вклейке, табл. VI.



 
Большая советская энциклопедия
  [ АННОТАЦИЯ]   [а-абон]   [аборд-авар]   [авач-австрич]   [австрия - автомот]   [автомут-аграм]   [агран-аджз]   [аджи-азер]   [азеф-айя]   [ака-акоп]   [акост-акур]   [акус-алейж]   [алейк-ален]   [алеп-алле]   [алли-альбен]   [альбер-альп]   [альт-амап]   [амар-амим]   [амин-амуд]   [амул-анан]   [анап-андез]   андер-анип   [анис-антен]   [антер-антон]   [антоф-апел]   [апен-апшер]   [ар-аргум]   [аргун-аркт]   [арл-арсен]   [арсин-арха]   [архе-аса]   [асб-ассиз]   [ассим-астроп]   [астрос-атол]   [атом-афил]   [афин-ацет]   [ацид-аяч]