Навигация
 
андер-анип
<< В начало < Предыдущая Следующая > В конец >>

АНДРЕЕВ Николай Андреевич

[14(26). 10.1873, Москва,- 24.12.1932, там же], советский скульптор и график, засл. деят. иск-в РСФСР (1931). Учился в Москве в Строгановском уч-ще (1885-91) и Уч-ще живописи, ваяния и зодчества (1892-1901) у С. М. Волнухина. В ранних работах испытал влияние иск-ва передвижников ("Жница с ребёнком"гипс, 1899, Третьяковская гал. и Киевский музей рус. иск-ва)в последующих произв. (портрет Л. Н. Толстого, бронза, 1905, Третьяковская гал.) в поисках новой пластич. выразительности обращался к приёмам импрессионизма. В памятнике Н. В. Гоголю в Москве (бронза, гранит,1904-09), отличающемся выразительностью силуэта и живописной свободой композиции, создал глубоко индивидуальный, проникнутый трагизмом образ писателя. В первые годы Сов. власти участвовал в осуществлении плана "монументальной пропаганды". В статуе Свободы (сохранилась голова, 1918-19, бетон, Третьяковская гал.), памятниках А. И. Герцену и Н. П. Огарёву (цемент с гранитной крошкой, 1918-22), памятнике А. Н. Островскому (бронза, гранит, 1924-29; все - в Москве) добился монументальности и простоты форм. Крупным вкладом А. в историю сов. иск-ва явилась серия скульпт. (ок. 100) и графич. портретов В. И. Ленина - т. н. "Лениниана" (1919-32, Центр. музей В. И. Ленина и Третьяковская гал.). Возникшая на основе многочисл. этюдов с натуры, выполненных непосредственно в кабинете Владимира Ильича, она воссоздаёт целостный, живой и многогранный, проникнутый глубокой человечностью облик вождя. Серии присущи точность реалистич. наблюдений, глубина раскрытия многообразных психологич. состояний, ясность и лаконизм пластич. средств. Итогом серии явился исполненный внутр. собранности и героич. целеустремлённости образ В. И. Ленина в статуе "Ленин-вождь" (гипс, 1931-32, окончена В. А. Андреевым).

С 1913 А. работал также как театр. художник, оформил ряд спектаклей Моск. Художеств. театра. Выполненные им графич. портреты Ф. Э. Дзержинского, М. Горького, К. С. Станиславского, В. И. Немировича-Данченко и др. занимают существенное место в истории сов. портретной графики. Творчество А. сыграло важную роль в становлении иск-ва социалистич. реализма. Совм. с А. в 1919-28 работал его брат Вячеслав Андреевич А. (1890-1945), известный как автор статуи "Рабочий со звездой" для сов. павильона на Всемирной выставке в Нью-Йорке (1939).

Лит.: Бакушинский А. В., Н. А. Андреев. 1873 - 1932, М., 1939; Николай Андреевич Андреев. Выставка произведений, М., 1958; Трифонова Л. П., [Вступит, статья], в кн.: Лениниана.Скульптор Н. А. Андреев. [Альбом], [Л., 1961].

Илл. см. на вклейке, табл. II, III.



 
Большая советская энциклопедия
  [ АННОТАЦИЯ]   [а-абон]   [аборд-авар]   [авач-австрич]   [австрия - автомот]   [автомут-аграм]   [агран-аджз]   [аджи-азер]   [азеф-айя]   [ака-акоп]   [акост-акур]   [акус-алейж]   [алейк-ален]   [алеп-алле]   [алли-альбен]   [альбер-альп]   [альт-амап]   [амар-амим]   [амин-амуд]   [амул-анан]   [анап-андез]   андер-анип   [анис-антен]   [антер-антон]   [антоф-апел]   [апен-апшер]   [ар-аргум]   [аргун-аркт]   [арл-арсен]   [арсин-арха]   [архе-аса]   [асб-ассиз]   [ассим-астроп]   [астрос-атол]   [атом-афил]   [афин-ацет]   [ацид-аяч]