Навигация
 
антоф-апел
<< В начало < Предыдущая Следующая > В конец >>

АНТРЕПРЕНЁР

(франц. entrepreneur- предприниматель), владелец, арендатор, содержатель частного зрелищного предприятия (театра, цирка и т. д.). А. существуют с момента возникновения профессиональных трупп. Первые документы (контракты) относятся к 16 в. Наряду с А., для к-рых театр был только источником коммерч. дохода, существовали А., творчески связанные с театром. Часто обязанности А. принимал на себя первый актёр или драматург (напр., в Англии- Р. Бёрбедж, Д. Гаррик, во Франции - Мольер, в Германии - К. Нейбер, И. Шёнеман, К. Аккерман). В 19-20 вв., при сохранении А.-актёров (особенно в системе гастролирующих трупп, напр. Э. Росси, Т. Сальвини, Э. Дузе, Италия), возрастает значение А.-режиссёров: О. Брам, М. Рейнхардт, Э. Пискатор (Германия), А. Антуан, Ф. Жемье, Ж. Копо (Франция), Н. Н. Синельников, Н. И. Собольщиков-Самарин, П. П. Гайдебуров (Россия). В различных формах (в т. ч. и в формах товарищества, дирекции и пр.) антреприза сохранилась во мн. капиталистич. странах, существуя наряду с гос. театрами. В СССР частная антреприза была упразднена декретом о национализации театров (1919).

Среди выдающихся цирковых А.- Ф. Астлей (Англия), представители цирковых "династий" 19 - нач. 20 вв.: Франкони (Франция), Ренц (Германия), Чинизелли (Италия), братья Никитины (Россия).



 
Большая советская энциклопедия
  [ АННОТАЦИЯ]   [а-абон]   [аборд-авар]   [авач-австрич]   [австрия - автомот]   [автомут-аграм]   [агран-аджз]   [аджи-азер]   [азеф-айя]   [ака-акоп]   [акост-акур]   [акус-алейж]   [алейк-ален]   [алеп-алле]   [алли-альбен]   [альбер-альп]   [альт-амап]   [амар-амим]   [амин-амуд]   [амул-анан]   [анап-андез]   [андер-анип]   [анис-антен]   [антер-антон]   антоф-апел   [апен-апшер]   [ар-аргум]   [аргун-аркт]   [арл-арсен]   [арсин-арха]   [архе-аса]   [асб-ассиз]   [ассим-астроп]   [астрос-атол]   [атом-афил]   [афин-ацет]   [ацид-аяч]