Навигация
 
антоф-апел
<< В начало < Предыдущая Следующая > В конец >>

АНТРОПОГЕНЕЗ

(от антропо... и греч. genesis - происхождение), процесс исто-рико-эволюционного формирования фи-зич. типа человека, первонач. развития его трудовой деятельности, речи, а также общества. Исследование факторов, путей и закономерностей этого процесса составляет задачу одного из осн. разделов антропологии - учения об А. К гл. проблемам А. относятся: место (прародина) и время появления древнейших людей; непосредств. предки человека; осн. стадии А., движущие силы А. на различных его этапах; соотношение эволюции физич. типа человека с ист. прогрессом его культуры, развитием первобытного общества и речи. Решение коренных и частных проблем А. осуществляется с помощью данных антропологии (особенно палеоантропологии) и близких наук - эволюц. морфологии и эмбриологии, приматологии, палеонтологии приматов, психологии и физиологии, геологии палеогена, неогена и антропогена, археологии палеолита, этнографии и лингвистики. Методологич. основой анализа и синтеза материалов, привлекаемых к решению проблем А., служат эволюционное учение Ч. Дарвина и, главное, диалектико-материалистич. философия и как её конкретное выражение трудовая теория А., разработанная Ф. Энгельсом в 70-х гг. 19 в. Её центр. идея заключается в том, что в процессе А. осн. фактором прогрессивного эволюц. и ист. развития человека была трудовая деятельность, осуществлявшаяся коллективно на различных уровнях становления общества. Изготовление и применение орудий труда, осознание этой деятельности давали человеку всё возраставшие возможности активного воздействия на природу, постепенно устраняли действие биол. факторов эволюции. В этом заключается качеств. отличие А. от эволюции органич. мира, регулируемой исключительно природными закономерностями. К. Маркс и Ф. Энгельс неоднократно подчёркивали, что труд, произ-во лежат у истоков истории человека и социального объединения человеческих индивидов-общества. "Первый исторический акт этих индивидов, благодаря которому они отличаются от животных, состоит не в том, что они мыслят, а в том, что они начинают производить необходимые им средства к жизни" (Соч., 2 изд., т. 3, с. 19, прим.). Творец мате-риалистич. теории происхождения человека Ч. Дарвин также придавал известное значение трудовой деятельности в А., но он не сумел оценить её роли как гл. движущей силы этого процесса и не смог увидеть диалектич. "скачок" в А., ознаменовавший переход от эволюции животного к истории социального существа - человека. Наиболее плодотворная сторона дарвиновской теории А. заключается в синтезе данных различных наук и ист. преемственности взглядов предшественников. В частности, Дарвин учитывал и соображения англ. геолога Ч. Лайеля о значит. древности существования человека, и гипотезу франц. естествоиспытателя Ж. Ламарка о возникновении людей от развитой формы "четвероруких", т. е. обезьян. Теорию Дарвина часто наз. симиидной (от лат. simia - обезьяна), т. е. обосновывающей происхождение человека от ископаемых высших (человекообразных) обезьян. Сходство совр. человека с ныне живущими человекообразными обезьянами, особенно африканскими (шимпанзе, горилла), проявляющееся во мн. анатомич. особенностях, в строении зародышей, в биохим. и физиол. показателях, служит серьёзным подтверждением этой теории. Весьма существенно её подкрепляют и данные палеонтологии приматов. Доказывая, что предком людей был один вид обезьян, Дарвин обосновал также и видовое единство человека, единое происхождение его рас (монофилия). Дарвин полагал, что древнейшие люди могли возникнуть в Африке.

В антропологии проблема прародины человека ещё не получила окончат. решения. Одни исследователи считают, что человек возник в Африке, другие - в юж. р-нах Евразии. Есть учёные, считающие местом происхождения человека область т. н. Средиземья, охватывающего С.-В. Африки и Ю. Европы и Азии. Из возможных областей прародины исключаются Австралия, где эволюц. развитие млекопитающих не пошло выше сумчатых животных, и С. Евразии и Америки, поскольку здесь не обитали высшие обезьяны.

А. как единый процесс эволюц. становления человека и историч. формирования общества может быть разделён на стадии, смена к-рых была связана с наиболее значит. качественными преобразованиями в трудовой деятельности человека, в его морфологии и сознании, в структуре социальной организации. Стадиальный подход к проблеме А.- крупная заслуга сов. учёных - антропологов, археологов, историков первобытного общества, философов. Большинство исследователей выделяет в А. три стадии: антропоидные предки человека - высокоразвитые двуногие приматы, систематически пользовавшиеся в качестве орудий естеств. предметами (палками, камнями, обломками костей животных); древнейшие и древние люди (архантропы и палеоантропы), с к-рыми связано появление искусственно изготовленных орудий труда, их усложнение до известных пределов, начальная форма обществ. организации; люди совр. физ. строения (неоантропы), начало этой стадии относится к эпохе позднего палеолита. Длительность стадий весьма различна: начало первой удалено от нас на 2-3 млн. лет, второй-ок. 1 млн. лет, третьей - всего на 40-50 тыс. лет. Первой стадии А. предшествует интенсивная эволюция высших обезьян в различных направлениях. Возникают разные формы древесных и наземных человекообразных обезьян, населявших Европу, Юж. и Юго-Вост. Азию, Африку. Нек-рые из них характеризуются признаками сходства с человеком. Таковы рамапи-тек, ореопитек, дриопитеки. Последних многие учёные рассматривают как предков гориллы, шимпанзе и человека. Время их существования - миоцен (20- 25 млн. лет назад); есть исследователи, считающие, что наиболее ранние предки человека появились уже в олигоцене (40 млн. лет назад).

Высокоразвитые приматы - предки человека, переходят позднее к передвижению на двух ногах и употреблению природных предметов в качестве орудий. К таким приматам, представляющим уже первую стадию А., относятся австралопитеки, костные остатки к-рых открыты в антропогеновых отложениях Вост. и Юж. Африки. Их можно рассматривать как своего рода "модель" ближайших предков человека. Однако многие черты строения и биологии австралопитеков показывают, что это особая линия в эволюции, не получившая дальнейшего развития. Предковым видом для человека были близкие к австралопитекам приматы, для к-рых характерны несколько более развитый мозг и более совершенное хождение на двух ногах. Они уже умели немного обрабатывать природные предметы (камни, палки). Возможно, что к таким формам относится т. н. презинджантроп, кости к-рого были найдены в 1960 в раннечетвертичных отложениях Танзании (Вост. Африка) вместе с грубо оббитыми гальками. Древность находки, определённая калий-аргоновым методом, составляет ок. 2 млн. лет. Мн. авторы рассматривают презинджантропа как древнейшего человека, называют его Homo habilis (человек умелый), удревняя тем самым человеческую родословную. Другие полагают, что появление рода Homo (собственно человека) относится к более позднему времени (ок. 1 млн. лет). Эти древнейшие люди имели довольно крупный мозг (ср. объём 1000 см3), с наличием в коре больших полушарий специфич. полей, развитие к-рых связано с трудовыми функциями. Изготовлявшиеся ими кам. орудия характеризовались более или менее определ. формой, что свидетельствует о появлении элементарных понятий. Таковы представители нач. этапа второй стадии А.- древнейшие люди (архантропы), скелетные остатки к-рых открыты в Азии (питекантроп, синантроп), Вост. и Сев. Африке (олдо-вайский человек и атлантроп) и Европе (гейдельбергский человек, человек из Вертешсёллёш). Сопутствующие им кам. орудия относят к т. н. шелльской и раннеашельской культурам. На этом этапе А. люди научились пользоваться огнём. Потомки архантропов - древние люди, палеоантропы (неандертальцы) - относятся к заключит. этапу второй стадии А. У них больше черт сходства с совр. человеком, головной мозг по объёму и строению почти не отличается от мозга совр. людей. Орудия палеоантропов весьма разнообразны по форме и назначению. Характерно изготовление орудий из пластин, специально отщепляемых от кам. дисковидного ядрища (нуклеуса). Появляются примитивные искусственные жилища. Основа хоз. деятельности - коллективная охота преим. на крупных животных. Эволюц. развитие палеоантропов ещё испытывало влияние природных факторов и отбора. Нек-рые группы этих древних людей вследствие неблагоприятных условий среды и низкого уровня материальной культуры и социальной организации приобретали в процессе эволюции такое морфологич. строение, к-рое могло задерживать их ист. развитие в направлении к совр. человеку. Однако в общем процесс А. шёл по пути трансформации палеоантропов в людей совр. вида (неоантропов). Важнейшим фактором прогрессивного развития людей, причиной перехода к третьей стадии А. было совершенствование социальной организации и производств. деятельности. В лучшем положении оказывались коллективы, где накопление этих качеств и их реализация происходили быстрее, что способствовало более интенсивному росту численности этих групп и их более широкому расселению. Огромное значение при этом имело прогрессивное развитие способов общения людей, в первую очередь речи, посредством к-рой происходила передача поколениям накапливаемого производств. опыта и сведений из обществ. жизни коллективов - основы сложения системы социальных институтов. Речь способствовала усвоению и сохранению человеческими коллективами конкретных знаний, наблюдений и технич. навыков, приобретённых отд. членами этих коллективов. Упрочение независимости человека от окружающей природы, создание искусств. среды, возникновение общества способствовали тому, что естеств. отбор полностью утратил своё значение как фактор эволюц. трансформации человека, в связи с чем биологическая, видовая эволюция его прекратилась.

Лит.: Энгельс Ф., Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека, Маркс К., Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20; Дарвин Ч., Происхождение человека и половой отбор. Соч., т. 5, М., 1953; Ископаемые гоминиды и происхождение человека, М., 1966 ("Тр. Ин-та этнографии АН СССР. Новая серия", т. 92); Нестурх М. Ф., Происхождение человека, М., 1958; его же, Приматология и антропогенез, М., 1960; Рогинский Я. Я., Левии

М. Г., Антропология, 2 изд., М., 1963; У истоков человечества. Сб. ст., М., 1964; Ideas on human evolution. Selected essays 1949 -1961, Camb., 1962. В. П. Якимов.



 
Большая советская энциклопедия
  [ АННОТАЦИЯ]   [а-абон]   [аборд-авар]   [авач-австрич]   [австрия - автомот]   [автомут-аграм]   [агран-аджз]   [аджи-азер]   [азеф-айя]   [ака-акоп]   [акост-акур]   [акус-алейж]   [алейк-ален]   [алеп-алле]   [алли-альбен]   [альбер-альп]   [альт-амап]   [амар-амим]   [амин-амуд]   [амул-анан]   [анап-андез]   [андер-анип]   [анис-антен]   [антер-антон]   антоф-апел   [апен-апшер]   [ар-аргум]   [аргун-аркт]   [арл-арсен]   [арсин-арха]   [архе-аса]   [асб-ассиз]   [ассим-астроп]   [астрос-атол]   [атом-афил]   [афин-ацет]   [ацид-аяч]