Навигация
 
антоф-апел
<< В начало < Предыдущая Следующая > В конец >>

АНТУАН

(Antoine) Андре (31.1.1858, Лимож,-9.10.1943, Пулиген), французский режиссёр, актёр, теоретик театра. Работая клерком в Газовом об-ве в Париже, сблизился с одним из любительских театр. кружков (т. н. Гальским кружком) и на его основе в 1887 организовал Свободный театр, в к-ром работал до 1894. В 1897 создал Театр Антуана и руководил им до 1906; в 1906-14 директор театра "Одеон". После 1914 отошёл от практич. деятельности в театре, работал в области театр. критики и в кино. Создавая Свободный театр, А. выступил против мелодрамы, мещанской драматургии. Горячий поклонник и пропагандист эстетич. принципов Э. Золя, А. считал, что театр должен правдиво показывать жизнь, ставил пьесы, в к-рых действовали крестьяне, мелкие буржуа, рабочие. Заслугой А. являлась и пропаганда передовой иностр. драматургии. Он впервые во Франции поставил "Власть тьмы" Л. Толстого (1888), "Привидения" (1890) и "Дикую утку" (1891) Ибсена, "Нахлебник" Тургенева (1890), "Ткачи" Гауптмана (1893) и др. А. добивался от актёров естественности, простоты исполнения, ратовал за постоянный состав труппы, за спаянный актёрский ансамбль. Постановки А. отличались смелыми для своего времени естественными мизансценами, каждый персонаж спектакля был наделён индивидуальным характером, имел определённую сценич. задачу. А. применял разнообразные постановочные средства, помогающие создавать жизненно-достоверную атмосферу на сцене. Воспоминания А. о Свободном театре, о Театре Антуана и "Одеоне" - один из ценных документов по истории французского театра конца 19 - нач. 20 вв., в них изложены его взгляды на театр. иск-во и драматургию. В 1897 А. с группой артистов Свободного театра гастролировал в странах Европы, в т. ч. в России (Петербург, Москва, Киев, Одесса). Портрет стр. 96.

Соч.: Mes souvenirs sur le Theatre Libre, P., 1921; Mes souvenirs sur le Theatre Antoine et sur I'Odeon, P., 1928; рус. сокращ. пер.- Дневники директора театра, общ. ред. А. А. Гвоздева, М.- Л., 1939.

Лит.: Мовшенсон А., Вступ. статья, в кн.: Антуан А., Дневники директора театра, сокращ. пер. с франц., М.- Л., 1939; Гвоздев А. А., Западноевропейский театр на рубеже XIX и XX столетий. Очерки, М.- Л., 1939; Kovatchevitch М., La vie, 1'oeuv-re, 1'influence et le prestige de Andre Antoine..., Clermon-Ferrand - P., 1941.



 
Большая советская энциклопедия
  [ АННОТАЦИЯ]   [а-абон]   [аборд-авар]   [авач-австрич]   [австрия - автомот]   [автомут-аграм]   [агран-аджз]   [аджи-азер]   [азеф-айя]   [ака-акоп]   [акост-акур]   [акус-алейж]   [алейк-ален]   [алеп-алле]   [алли-альбен]   [альбер-альп]   [альт-амап]   [амар-амим]   [амин-амуд]   [амул-анан]   [анап-андез]   [андер-анип]   [анис-антен]   [антер-антон]   антоф-апел   [апен-апшер]   [ар-аргум]   [аргун-аркт]   [арл-арсен]   [арсин-арха]   [архе-аса]   [асб-ассиз]   [ассим-астроп]   [астрос-атол]   [атом-афил]   [афин-ацет]   [ацид-аяч]