Навигация
Повернись живим
 
ацид-аяч
<< В начало < Предыдущая Следующая > В конец >>

АЭРОДРОМ

(от аэро... и греч. dromos- бег, место для бега), комплекс сооружений, оборудования и земельный участок с воздушным пространством, предназначенный для взлёта, посадки, размещения и обслуживания самолётов. А. подразделяются на две основные группы - гражданские и военные. По эксплуатационному назначению различают А. аэропортов, обеспечивающие размещение и регулярные полёты трансп. авиации по возд. трассам; А. спец. назначения - заводские, учебные, клубно-спортивные, с.-х., лесной, санитарной авиации, комбинированные и др. По характеру использования А. бывают постоянные (оборудованные для регулярной эксплуатации) и временные. Воен. А. подразделяются: по степени оборудованности и характеру использования на основные, запасные и ложные; по назначению - на войсковые, учебные, трассовые и специальные. В зависимости от типа эксплуатируемых самолётов, размеров территории, несущей способности аэродромных покрытий и др. характеристик А. делятся на классы. В А. различают две основные части: собственно территорию А. (лётную зону) и примыкающее к ней воздушное пространство - аэроторию.

Лётная зона - гл. часть А. В её состав входят: лётное поле, боковые и концевые полосы безопасности и возд. подходы. Лётное поле представляет собой участок А., на к-ром расположены одна или неск. лётных полос, рулёжные дорожки, места стоянки самолётов. Лётная полоса - специально подготовленный и оборудованный участок земли, обеспечивающий взлёт и посадку самолётов в двух взаимно противоположных направлениях. Большинство А. в СССР сооружают с одной лётной полосой, обеспечивающей достаточно высокую интенсивность движения. Нек-рые крупные советские и зарубежные А. имеют неск. лётных полос, расположенных параллельно или под углом друг к другу. Длина лётных полос, в зависимости от класса А., бывает от 1000 до 5000 м, ширина - от 200 до 360 м. Лётные полосы наибольшей длины, как правило, располагаются в направлении преобладающих ветров и эксплуатируются более интенсивно; они наз. главными, остальные - вспомогательными. На лётной полосе выделяется рабочая площадь, в пределах к-рой устраивается взлётно-посадочная полоса с искусств. покрытием, радио- и светосигнальным оборудованием, обеспечивающими круглосуточную и круглогодовую работу авиации. К лётным полосам примыкают к о н ц е в ы е п о л о с ы б е з о п а с н о с т и - спланированные участки земли, используемые для предотвращения опасности аварии в случаях выкатывания самолёта за пределы лётной полосы при преждевременной посадке или прерванном взлёте. Вдоль лётных полос предусматриваются б о к о в ы е п о л о с ы б е з о п а сн о с т и для движения самолётов по грунту в случае возможных отклонений за пределы рабочей площади при пробеге. Рулёжные дорожки - пути для руления и буксировки самолётов, соединяющие между собой отд. элементы А. и служебную зону. Рулёжные дорожки подразделяются на основные (магистральные и соединительные) и вспомогательные.

Важнейший элемент А.- воздушные подход ы-возд. пространство, примыкающее к концам лётной полосы в направлении взлётов и посадок самолётов. Для обеспечения самолётам точности захода на посадку по приборам используют системы радиомаяков (курсовых, глиссадных, маркерных и др.).

Конечный этап посадки самолётов осуществляется с помощью системы огней высокой интенсивности. Т. н. огни приближения устанавливают на продолжении оси взлётно-посадочных полос на расстоянии ок. 1000 м от её торца. Поперёк линии огней приближения располагают 5 или 6 световых горизонтов (на расстоянии 150 м друг от друга). Вдоль взлётно-посадочных полос размещают (с интервалом 7,5-15 м) осевые огни. Для посадки самолётов в особо сложных метеорологических условиях на крайних участках взлётно-посадочных полос устанавливают огни зоны приземления (т. н. световой ковёр).

Управление возд. движением осуществляется при помощи средств радиолокац. контроля, возд. и наземной связи.

Лит.: Изыскание и проектирование аэродромов, под ред. В. Ф. Бобкова. М., 1963; Строительство аэродромов, М.. 1968. Л. И. Горецкий, Ф. Я. Зайцев, И. П. Иванов.



 
Большая советская энциклопедия
  [ АННОТАЦИЯ]   [а-абон]   [аборд-авар]   [авач-австрич]   [австрия - автомот]   [автомут-аграм]   [агран-аджз]   [аджи-азер]   [азеф-айя]   [ака-акоп]   [акост-акур]   [акус-алейж]   [алейк-ален]   [алеп-алле]   [алли-альбен]   [альбер-альп]   [альт-амап]   [амар-амим]   [амин-амуд]   [амул-анан]   [анап-андез]   [андер-анип]   [анис-антен]   [антер-антон]   [антоф-апел]   [апен-апшер]   [ар-аргум]   [аргун-аркт]   [арл-арсен]   [арсин-арха]   [архе-аса]   [асб-ассиз]   [ассим-астроп]   [астрос-атол]   [атом-афил]   [афин-ацет]   ацид-аяч