Навигация
Повернись живим
 
ацид-аяч
<< В начало < Предыдущая Следующая > В конец >>

АЭРОСАНИ

сани, передвигающиеся по снегу и льду тягой воздушного винта. Первые А. в России были построены в 1908 на моск. фабрике "Дукс". Неск. типов А. было создано А. С. Кузиным и др. Небольшая серия А., выпущенных в 1915-16 автомобильным заводом Все-росс. земского союза, применялась на фронте. Решением СТО в 1919 была создана Комиссия по организации постройки аэросаней (КОМПАС). В 1919-32 при участии видных сов. учёных и конструкторов, входивших в КОМПАС, был разработан ряд типов А. (АНТ - конструкции А. Н. Туполева, АРБЕС - А. А. Архангельского и Б. С. Стечкина, НРБ - Н. Р. Бриллинга, БЕКА - Н. Р. Бриллинга ц А.- С. Кузина), к-рые прошли практич. проверку в испытат. пробегах. Лучшие из них применялись в нар. х-ве и Советской Армии вплоть до 40-50-х гг. Распространение получили аэросани AHT-IV, которые выпускались серийно. В период Великой Отечеств. войны на вооружении Советской Армии находились транспортно-десантные аэросани НКЛ-16 и боевые - НКЛ-26, спроектированные под рук. Н. М. Андреева на Моск. глиссерном заводе. В 50-60-х гг. было начато серийное произ-во А. "Север-2", КА-30 (рис. 1), созданных конструкторским бюро Н. И. Камова, и А.-"амфибий" (рис. 2), разработанных конструкторским бюро А. Н. Туполева.

А. цельнометаллич. конструкции имеют установленный на 3 или 4 лыжи кузов и управляются носовыми поворотными лыжами; в кормовой части А. располагается двигатель с возд. винтом. В А.-"амфибиях" кузов на лыжах заменён для лучшей проходимости одной лодкой-лыжей, что позволяет двигаться не только по рыхлому снегу, но и по воде, мелководным рекам, заболоченным водоёмам, льду с полыньями, битому льду. А.-"амфибия" управляются вертик. рулями, расположенными в кормовой части лодки-лыжи. Грузоподъёмность А. и А.-"амфибий" достигает 600 кг, дальность хода до 500 км; при мощности двигателя 190 квт (260 л.с.) они развивают скорость св. 100 км/ч по снегу и до 80 км/ч по воде (А.-"амфи-бия"). В СССР А. и А.-"амфи6ию" применяют для связи, перевозки почты, людей, грузов, патрульной службы и др. в условиях бездорожья Севера Европ. части и Сибири. За границей для тех же целей А. применяют в скандинавских странах, Канаде и Аляске. Продолжается разработка А. с повышенной экономичностью и надёжностью, для использования в любую погоду и время года.

Лит.: Евстюшин Н. И., Развитие аэросанного транспорта в СССР, М., 1959.

Г. С. Махоткин.



 
Большая советская энциклопедия
  [ АННОТАЦИЯ]   [а-абон]   [аборд-авар]   [авач-австрич]   [австрия - автомот]   [автомут-аграм]   [агран-аджз]   [аджи-азер]   [азеф-айя]   [ака-акоп]   [акост-акур]   [акус-алейж]   [алейк-ален]   [алеп-алле]   [алли-альбен]   [альбер-альп]   [альт-амап]   [амар-амим]   [амин-амуд]   [амул-анан]   [анап-андез]   [андер-анип]   [анис-антен]   [антер-антон]   [антоф-апел]   [апен-апшер]   [ар-аргум]   [аргун-аркт]   [арл-арсен]   [арсин-арха]   [архе-аса]   [асб-ассиз]   [ассим-астроп]   [астрос-атол]   [атом-афил]   [афин-ацет]   ацид-аяч