Навигация
 
б
<< В начало < Предыдущая Следующая > В конец >>

БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС

-

регламентированная законом деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов. В сферу Б. П. включается и контроль за исполнением бюджетов.

Б. П. основан на следующих основополагающих принципах:

1) разграничении компетенции между органами представительной и исполнительной властей. По законодательству составление и исполнение бюджетов закреплено за исполнительными органами власти, а рассмотрение и утверждение - за представительными органами;

2) специализации бюджетных показателей. Обеспечивается сопоставимость показателей бюджетов всех уровней, включая консолидированные, что достигается за счет формирования и исполнения бюджетов в пределах единой бюджетной классификации;

3) ежегодности бюджета, которая заключается

в том, что бюджеты принимаются каждый год заново. Этим обеспечивается возможность более своевременно и полно учесть изменения в экономической, социальной и международной обстановке.

Участниками Б. П. выступают Президент РФ, органы законодательной (представительной) власти, органы исполнительной власти, органы денежно-кредитного регулирования, органы государственного и муниципального финансового контроля, государственные внебюджетные фонды, главные распорядители и распорядители бюджетных средств, бюджетные учреждения, кредитные организации, осуществляющие операции со средствами бюджетов, государственные и муниципальные унитарные предприятия и другие получатели бюджетных средств.

Б. П. состоит из стадий:

1) составление, рассмотрение и утверждение бюджетов. Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований. Формирование федерального бюджета базируется на Бюджетном послании Президента РФ, прогнозах социально-экономического развития страны,

балансе всех расходов и доходов на территории, плане развития государственного и муниципального сектора экономики и основных направлениях бюджетной и налоговой политики соответствующей территории.

С 15 июля до 15 августа года, предшествующего отчетному, Правительство РФ рассматривает проекты бюджетов и проект закона о федеральном бюджете для внесения их в Государственную Думу. Сам законопроект рассматривается Государственной Думой в 4 чтениях. В случае непринятия проекта закона до 1 января федеральные органы исполнительной власти вправе осуществлять финансирование по соответствующим статьям бюджетной классификации ежемесячно в размере 1/3 фактически произведенных сумм расходов за IV квартал предшествующего года;

2) исполнение бюджета и контроль над исполнением бюджетов. Цель исполнения бюджетов - обеспечить поступление доходов и финансирование расходов в пределах утвержденных бюджетных показателей. Документ, на базе которого осуществляется исполнение бюджета, - роспись доходов и расходов по статьям бюджетной классификации распорядителям бюджетных ассигнований в

размере по кварталам года.

Казначейское исполнение бюджетов -исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами -возложено на Федеральное казначейство. При этом поступление всех доходов осуществляется с единого счета бюджета (принцип единства кассы).

Исполнение бюджета по доходам означает мобилизацию налогов, сборов, других платежей и распределение их по уровням бюджетной системы.

Исполнение бюджета по расходам означает финансирование расходов, предусмотренных в бюджете, в соответствии с бюджетной росписью.

При поступлении доходов в размере 90-95 % от бюджета Правительство РФ вправе принять решение о введении режима сокращения расходов. Если сокращение расходов увеличивается более чем на 10 %, то Правительство вносит в Государственную Думу проект закона о внесении изменений и дополнений в федеральный бюджет. Дума должна рассмотреть этот вопрос во внеочередном порядке.

Контрольные функции возложены на Счетную палату РФ, контрольно-счетные органы субъектов

РФ и местного самоуправления, налоговую службу, финансовые органы, банковскую систему и др. По предписаниям Счетной палаты РФ или Федерального казначейства РФ подлежат возврату средства, израсходованные их получателями незаконно или не по целевому назначению.

По окончании финансового года министр финансов издает распоряжение о закрытии года и подготовке отчета об исполнении федерального бюджета, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов. На основании данного распоряжения все получатели бюдж етных средств готовят отчеты по доходам и расходам.

Отчет об исполнении федерального бюджета за финансовый год представляется Правительством РФ в Государственную Думу и Счетную палату РФ не позднее 1 июня текущего года. В течение 1,5 месяца после заключения Счетной палаты выносится решение либо о его утверждении, либо о его отклонении.



 
Юридическая энциклопедия
  [ АННОТАЦИЯ]   [а]   [б]   [в]   [г]   [д]   [е]   [ж]   [з]   [и]   [к]   [л]   [м]   [н]   [о]   [п-пос]   [пот-през]   [прек-пуб]   [р]   [с-соц]   [спа-счет]   [т]   [у]   [ф]   [х]   [ц]   [ч]   [ш]   [э]   [ю]   [я]