Навигация
 
а
<< В начало < Предыдущая Следующая > В конец >>

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

- это общественные отношения, которые регулируются нормами

административного права. Данные отношения являются организационными и обладают характером исполнительной власти.

Сущность А. О. заключается во взаимодействии с реальными общественными отношениями, которые служат содержанием А. О. и существуют как реальные отношения.

Для А. О. характерными являются следующие особенности:

1) одной из сторон данных отношений всегда является соответствующий орган исполнительной власти или его должностное лицо, наделенное управленческими полномочиями;

2) одна из сторон принимает решение (издает предписание) и может применить принуждение в отношении другой, поскольку наделена соответствующими государственно-властными полномочиями;

3) многие органы исполнительной власти и их

должностные лица обладают правом издания нормативных актов, действуя по поручению государства;

4) эти отношения могут возникать по инициативе любой из сторон, но согласие второй стороны не является обязательным;

5) споры, возникающие между участниками А. О., разрешаются в большинстве случаев в административном (несудебном) порядке путем непосредственно юридически властного и одностороннего распоряжения уполномоченного на то органа исполнительной власти;

6) в случае нарушения одной из сторон нормативных требований она несет ответственность перед государством в лице его органов.

Элементами А. О. являются субъекты (участники), объекты (то, по поводу чего возникли отношения) и юридические факты.

Субъект А. О. - тот, кто наделен государственно-властными полномочиями и на кого административно-правовыми нормами возложены определенные обязанности по осуществлению управленческих функций.

Субъекты А. О. отличаются всеобщностью, универсальностью предмета регулирования. Ими могут быть физические лица (граждане РФ,

иностранные граждане, лица без гражданства), а также граждане, выступающие как участники отношений в связи с осуществлением профессиональной или иной социальной деятельности: рабочие, служащие, учащиеся, пенсионеры и государственные органы, их структурные подразделения, общественные объединения, предприятия и учреждения, кооперативы и другие объединения граждан.

Объект правоотношения - это воля и поведение субъекта, которые регулируются различными способами (подчинение, разрешение и т.д.).

Общим объектом регулирования

административно-правовых норм являются общественные отношения, которые возникают в процессе осуществления исполнительной власти, а непосредственным объектом - поведение субъектов.

Предмет в А. О. может выражаться в духовной жизни и культуре (например, достояние музеев, выставок, учреждений культуры), правовом статусе личности, здоровье, безопасности.

Юридические факты - факты, с наличием которых законодатель связывает возникновение, изменение или прекращение административно­

правовых отношений.

Действия - это юридические факты, которые осуществляются в процессе назначения лица на должность, поощрение, отправка

корреспонденции с соответствующим

оформлением и т.д. Большинство юридических фактов несут правомерные действия, но могут выделять и неправомерные действия, например незаконные распоряжения.

События - юридические факты, которые не зависят от воли людей и часто являются волевыми и по источнику их происхождения, например стихийное бедствие.

Защита А. О. Большинство А. О. возникает из правомерных действий субъектов

административного права, но также может возникать и из правонарушений, например между представителем милиции и гражданином, допустившим правонарушение. Данная защита заключается в точном соответствии с законодательством, а защита правоотношений, возникающих из правонарушений, состоит в защите прав личности. Меры принуждения применяют только те, которые установлены законодательством, в строгом соблюдении процессуальных правил. Всякие отступления должны пресекаться, в этом и состоит защита А.

О. указанного рода.

Действующим законодательством

установлены два способа защиты А. О. -административный и судебный.

Административный способ заключается в контроле за возникновением, развитием и прекращением А. О., рассмотрении жалоб и заявлений.

Судебный способ защиты А. О. заключается в том, что жалобы на любые действия и решения государственных органов и должностных лиц могут рассматриваться в судебном порядке.

В зависимости от особенностей участников отношений существуют А. О.:

1) между соподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимися на различном организационно-правовом уровне;

2) между несоподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимися на одинаковом организ ационно-правовом уровне;

3) между субъектами исполнительной власти и находящимися в их организационном подчинении государственными объединениями, предприятиями и учреждениями;

4) между субъектами исполнительной власти и не находящимися в их организационном подчинении государственными объединениями,

предприятиями и учреждениями;

5) между субъектами исполнительной власти и исполнительными органами системы местного самоуправления;

6) между субъектами исполнительной власти и негосударственными хозяйственными и социально-культурными объединениями, учреждениями;

7) между субъектами исполнительной власти и общественными объединениями;

8) между субъектами исполнительной власти и гражданами.

В зависимости от государственного устройства различают отношения:

1) между центральными органами федеральной исполнительной власти и исполнительными органами субъектов Федерации;

2) между органами исполнительной власти субъектов Федерации, находящимися на одном уровне;

3) между органами исполнительной власти субъектов Федерации, стоящими на разных уровнях.

В зависимости от конкретных целей возникновения общественных отношений выделяют: внутренние - отношения, связанные с

формированием управленческих структур, определением основ взаимодействия между ними и их подразделениями, с распределением прав и обязанностей, ответственности между работниками аппарата органа управления. Сторонами в этих отношениях являются соподчиненные исполнительные органы, их структурные подразделения, должностные лица; внешние - отношения, связанные с непосредственным воздействием на объекты, не входящие в систему исполнительной власти.

По характеру юридических фактов А. О. делятся на отношения, порожденные правомерными и неправомерными действиями.

По содержанию различают материальные А. О. - общественные отношения в сфере управления, которые регулируются

материальными нормами административного права, и процессуальные - отношения, складывающиеся в сфере управления в связи с разрешением индивидуально-конкретных дел, которые регулируются административно-процессуальными нормами.



 
Юридическая энциклопедия
  [ АННОТАЦИЯ]   [а]   [б]   [в]   [г]   [д]   [е]   [ж]   [з]   [и]   [к]   [л]   [м]   [н]   [о]   [п-пос]   [пот-през]   [прек-пуб]   [р]   [с-соц]   [спа-счет]   [т]   [у]   [ф]   [х]   [ц]   [ч]   [ш]   [э]   [ю]   [я]