Навигация
 
а
<< В начало < Предыдущая Следующая > В конец >>

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС

- совокупность последовательных действий, совершаемых для достижения определенного результата; порядок осуществления какой-либо деятельности.

С юридических позиций процесс своим назначением имеет реализацию норм материального права. Деятельность по реализации материальных

административно-правовых норм можно рассматривать в качестве административного процесса.

Возможен двоякий подход к пониманию сущности и назначения административно-процессуальной деятельности: правопримени­тельный и правоохранительный.

Необходимо учитывать общие качества, присущие этим двум направлениям его практического воплощения:

1) они находятся в прямой зависимости от основного признака процесса в его юридическом понимании;

2) органически связаны с определяющими свойствами деятельности по практической реализации исполнительной власти.

Административно-процессуальная деятельность не может осуществляться вне влияния указанных свойств, так как она фактически проявляется как один из элементов, характеризующих исполнительную власть в динамике.

Суть А. П. заключается в том, что реально административно-правовые отношения всегда воспринимаются как процессуальные.

А. П. характеризуется следующими особенностями:

1) представляет собой разновидность властной деятельности субъектов исполнительной власти;

2) целью является достижение определенных юридических результатов и разрешение управленческих дел;

3) промежуточные и окончательные итоги процесса закрепляются в официальных документах;

4) регламентируется административно-процессуальными нормами.

Основу для формирования понятия А. П. как в широком (правоустановительном и

правоприменительном), так и в узком

(юрисдикционном) смысле составляет ад министративно-процессуальная деятельность, которая понимается в двух вариантах:

1) административно-процессуальном;

2) административно-процедурном.

Оба варианта имеют некоторые сходные черты: преимущественно внесудебный порядок; индивидуальный характер дел; их регламентация нередко в одном нормативно-правовом акте (например, установлен единый порядок рассмотрения заявлений, предложений и жалоб граждан) и т.п.

Наиболее существенно разграничение между ними, которое проводится по следующим основаниям:

1) либо исполнительный орган (должностное лицо) совершает действия, не связанные с необходимостью рассмотрения и разрешения административно-правового спора, либо его действия обязательно связываются с возникающей в сфере государственного управления спорной ситуацией;

2) правовая оценка поведения участников управленческих общественных отношений осуществляется в рамках обоих вариантов административного процесса. При осуществлении административно-юрисдикционной деятельности

она предполагает таковую в отношении сторон возникшего спора, а при

административно-процедурной деятельности правовая оценка является условием удовлетворения соответствующих ходатайств (например, выдачи разрешения, лицензии и т.п.);

3) в обоих вариантах фигурируют индивидуальные административные дела, но различные по своему характеру;

4) при осуществлении административной юрисдикции принуждение - возможный результат разрешения административно-правового спора;

5) административно-процедурная деятель­ность не отличается сложностью и не требует детальной регламентации.

В зависимости от содержания А. П. можно разделить на три части:

1) процесс административного правотворчества;

2) правонаделительный (оперативно-распорядительный) процесс, в котором выделяют поощрительное, распределительное, разрешительное производство и производство по комплектованию личного состава и др.;

3) административно-юрисдикционный процесс, в котором объединены производства по

жалобам и заявлениям граждан, по делам об административных правонарушениях, по применению мер административного пресечения и дисциплинарное производство.

Стадии А. П. различаются между собой непосредственными задачами и целями, особым кругом участников и спецификой их правового статуса, юридическими фактами и процессуальным оформлением.

Общими для А. П. являются следующие стадии:

1) анализ ситуации, в ходе которого собирается, изучается информация о фактическом положении дел, о реальных фактах;

2) принятие решения, в котором устанавливается воля субъекта власти;

3) исполнение решения. В зависимости от специфики определенных категорий дел, решаемых исполнительной властью, ряд производств административного процесса состоит из присущих только им стадий.



 
Юридическая энциклопедия
  [ АННОТАЦИЯ]   [а]   [б]   [в]   [г]   [д]   [е]   [ж]   [з]   [и]   [к]   [л]   [м]   [н]   [о]   [п-пос]   [пот-през]   [прек-пуб]   [р]   [с-соц]   [спа-счет]   [т]   [у]   [ф]   [х]   [ц]   [ч]   [ш]   [э]   [ю]   [я]