Навигация
 
а
<< В начало < Предыдущая Следующая > В конец >>

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЮСТИЦИЯ

- система специальных судебных органов, главной задачей которых является контроль за законностью действий и решений администрации (органов исполнительной власти) при рассмотрении исков и жалоб граждан или организаций в связи с нарушением их прав и законных интересов.

А. Ю. сложилась в XIX в. как необходимый элемент правового государства, в числе принципов которого провозглашалась гаран-тированность прав и свобод граждан от неправомерных действий органов публичной власти.

С учетом конкретных социальных, политических условий и правовых традиций сложилось несколько видов А. Ю. В одних государствах существует самостоятельная, не зависимая от судов общей юрисдикции система административных судов, в других эти суды действуют в качестве первоначальной инстанции, разрешающей административный спор, решения

которой могут быть обжалованы в суд общей юрисдикции.

Во Франции самостоятельная система А. Ю. включает региональные и специализированные административные трибуналы, действующие в качестве первой инстанции. Высший орган А. Ю.

- Государственный Совет.

Административный трибунал рассматривает жалобы на акты органов исполнительной власти

- как индивидуальные, так и нормативные. Не подлежат рассмотрению лишь акты, имеющие силу закона, одобренные специальным законом, и акты общей юрисдикции.

В Германии систему административных судов представляют: земельные административные суды, рассматривающие по первой инстанции основную массу административных споров, имеющих публичный характер;

специализированные суды, также

рассматривающие дела по первой инстанции; Высший административный суд земли -кассационная инстанция по отношению к земельному административному суду; Федеральный административный суд - высшая инстанция А. Ю. Административный суд может рассматривать жалобы на индивидуальные административные акты, а также на нормативные

акты управления, нарушившие права граждан или организаций. Не могут быть обжалованы законодательные и судебные акты.

В Великобритании нет обособленной системы А. Ю. Функции А. Ю. в качестве первой инстанции осуществл яют независимые от администрации трибуналы. Апелляции на решения трибунала могут быть поданы в соответствующий апелляционный трибунал, а в ряде случаев - непосредственно в суд общего права. Решения трибунала могут быть обжалованы по вопросам права в Высший суд, в Совет трибуналов, а затем в Палату лордов.

В США также нет обособленной системы судов А. Ю., так как судебная власть распространяется на все споры, в которых США является стороной. Для рассмотрения административных споров в ряде органов государственного управления созданы квазисудебные органы - административные судьи и апелляционные управления (советы).

В дореволюционной России специальной системы органов А. Ю. в виде обособленных судов не было. Преобладающее место занимал административный порядок рассмотрения жалоб граждан на неправомерные действия органов управления и их должностных лиц.

Определенные функции А. Ю. выполнял Сенат.

Конституция 1977 г. закрепила право граждан обжаловать в суд неправомерные действия государственных органов и должностных лиц в порядке, предусмотренном законом. В 1993 г. был принят Закон "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан", а в ГПК РСФСР включена глава о рассмотрении судами жалоб граждан на действия и решения органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, объединений, общественных организаций. Был введен судебный контроль за индивидуальными и нормативными актами государственного управления. Право граждан на судебную защиту от неправомерных действий администрации гарантировано Конституцией РФ 1993 г.



 
Юридическая энциклопедия
  [ АННОТАЦИЯ]   [а]   [б]   [в]   [г]   [д]   [е]   [ж]   [з]   [и]   [к]   [л]   [м]   [н]   [о]   [п-пос]   [пот-през]   [прек-пуб]   [р]   [с-соц]   [спа-счет]   [т]   [у]   [ф]   [х]   [ц]   [ч]   [ш]   [э]   [ю]   [я]