Навигация
 
о
<< В начало < Предыдущая Следующая > В конец >>

ОХРАНА ВОД

- институт экологического права, включающий в себя набор правовых инструментов, решающих вопросы

водопользования и охраны вод от загрязнения, истощения, неправомерного использования и т.д. Объекты О. В:

1) поверхностные водные объекты -поверхностные водотоки (поверхностный водный объект с непрерывным движением вод); поверхностные водоемы (поверхностный водный объект, представляющий собой сосредоточение вод с замедленным водообменом в естественных или искусственных впадинах); водохранилища на поверхностных водотоках; ледники (движущиеся естественные скопления льда атмосферного происхождения на земной поверхности); снежники (неподвижные естественные скопления снега и льда, сохраняющиеся на земной поверхности в течение всего теплого времени года или его части);

2) подземные водные объекты: водоносный горизонт; месторождение подземных вод;

естественный выход подземных вод;

3) внутренние морские воды. К ним относятся морские воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, принятых для отсчета ширины территориального моря РФ;

4) территориальное море РФ, к которому относятся прибрежные морские воды шириной 12 морских миль.

Субъекты О. В. - Российская Федерация и ее субъекты, муниципальные образования, органы исполнительной власти и их должностные лица, физические юридические лица. Они могут быть собственниками водных ресурсов, гидротехнических сооружений, водополь­зователями и водопотребителями, осуществлять функции государственного экологического управления.

Все водные объекты подлежат охране от загрязнения, засорения и истощения.

Законом предусмотрена охрана водных объектов от загрязнения и засорения:

1) из источников загрязнения, находящихся на суше;

2) вызываемых деятельностью на дне водных объектов;

3) судов и иных средств и сооружений, используемых на поверхности водных объектов.

Также предусмотрена охрана ледяного покрова водных объектов, ледников и снежников от загрязнения и засорения; охрана водосборных площадей водных объектов; охрана водных объектов от загрязнения ядохимикатами и другими химическими средствами; охрана водных объектов от загрязнения радиоактивными и токсичными веществами (материалами).

Принципы государственного управления в области О. В.:

1) принцип устойчивого развития, т.е. сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды;

2) принцип сочетания рационального использования и охраны всего бассейна водно го объекта и его части в границах территорий отдельных субъектов РФ (сочетание бассей­нового и административно-территориального принципов);

3) принцип разграничения функций управления в области использования и охраны водных объектов и функций их хозяйственного использования. Государственное управление в области О. В. осуществляется по определенным направлениям.

1. Водохозяйственные балансы - расчетные

материалы, сопоставляющие потребность в воде с имеющимися на данной территории водными ресурсами и предназначенные для оценки наличия и степени использования водных ресурсов по бассейнам водных объектов и соответствующим территориям субъектов РФ, они используются для планирования и принятия решений по вопросам использования и охраны водных объектов.

2. Схемы комплексного использования и охраны водных ресурсов содержат систематизированные материалы исследований и проектных разработок о состоянии водных ресурсов и перспективном использовании и охране водных объектов.

3. Государственные программы по использованию, восстановлению и охране водных объектов. Они необходимы для планирования и осуществления рационального использования, восстановления и охраны водных объектов и осуществляются на основе водохозяйственных балансов, схем комплексного использования и охраны водных ресурсов, данных государственного водного кадастра.

4. Государственный мониторинг водных объектов - система регулярных наблюдений за гидрологическими или гидрогеологическими и

гидрогеохимическими показателями их состояния, обеспечивающая сбор, передачу и обработку полученной информации в целях своевременного выявления негативных процессов, прогнозирования их развития, предотвращения вредных последствий и определения степени эффективности

осуществляемых водоохранных мероприятий.

5. Государственный учет поверхностных и подземных вод и государственный водный кадастр - систематическое определение и фиксация в установленном порядке количества и качества водных ресурсов, имеющихся на данной территории.

6. Государственная экспертиза предпроектной и проектной документации на строительство и реконструкцию хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов, - проверка ее соответствия исходным данным, техническим условиям и требованиям нормативной документации по проектированию и строительству.

7. Государственный контроль за О. В.

8. Нормирование в области О. В., которое заключается:

а) в установлении лимитов водопользования (водопотребления и водоотведения);

б) в разработке и принятии стандартов, нормативов и правил в области использования и охраны водных объектов.

9. Лицензирование в области О. В. объектов, которое осуществляют Министерство природных ресурсов Российской Федерации или его территориальные органы.

10. Государственное регулирование водохозяйственной деятельности, которое осуществляется специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда.



 
Юридическая энциклопедия
  [ АННОТАЦИЯ]   [а]   [б]   [в]   [г]   [д]   [е]   [ж]   [з]   [и]   [к]   [л]   [м]   [н]   [о]   [п-пос]   [пот-през]   [прек-пуб]   [р]   [с-соц]   [спа-счет]   [т]   [у]   [ф]   [х]   [ц]   [ч]   [ш]   [э]   [ю]   [я]