Навигация
 
пот-през
<< В начало < Предыдущая Следующая > В конец >>

ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

- совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе распределения централизованных внебюджетных фондов социального назначения и перераспределения части государственного бюджета в целях удовлетворения потребностей граждан и их социальной поддержки, в случаях утраты источника средств существования, несения дополнительных расходов или отсутствия необходимого прожиточного минимума по объективным, социально значимым причинам, а также в процессе оказания медицинской помощи и предоставления других социальных услуг и льгот.

В соответствии с Конституцией РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Значение П. С. О. заключается в том, что, исполняя конституционную обязанность по

материальной поддержке отдельных слоев населения, государство способствует

поддержанию социальной стабильности в обществе, стимулирует воспроизводство народонаселения, а также восстанавливает общественный статус социально слабых категорий населения, что позволяет им ощущать себя полноценными членами всего сообщества.

Предметом П. С. О. как отрасли права являются правоотношения, возник ающие в сфере социального обеспечения, т.е. урегулированные нормами П. С. О., возникающие на основе юридических фактов отношения между государственными и иными органами, с одной стороны, и престарелыми, нетрудоспособными и другими категориями граждан, нуждающихся в социальном обеспечении по не зависящим от них обстоятельствам, с другой - по материальному обеспечению и социальному обслуживанию последних.

Эти правоотношения можно

классифицировать по различным основаниям.

1. В зависимости от видов социального обеспечения указанные правоотношения подразделяются на правоотношения:

1) пенсионные, которые в свою очередь классифицируются в зависимости от вида

назначаемой пенсии по старости, по инвалидности, за выслугу лет и т.д.;

2) по поводу пособий и компенсационных выплат, которые также классифицируются в зависимости от их вида на: пособия гражданам, имеющим детей, пособия по временной нетрудоспособности и т.д.;

3) по предоставлению социального обслуживания (медицинской помощи, бесплатных лекарственных средств, санаторно-курортного лечения, профессионального обучения и переподготовки, бесплатного протезирования и других услуг).

2. По срокам действия правоотношений в сфере социального обеспечения выделяют правоотношения:

1) прекращающиеся однократным исполнением обязанностей (например, выплата пособия при рождении ребенка);

2) с абсолютно установленным сроком существования во времени (например, выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком);

3) с относительно неопределенным сроком существования во времени (например, выплата пенсии по старости).

3. В зависимости от природы правоотношений различают правоотношения:

1) материальные, т.е. возникающие по поводу отдельных видов обеспечения;

2) процедурные, возникающие при назначении того или иного вида социального обеспечения либо в связи с установлением юридических фактов (например, продолжительности трудового стажа, группы и причины инвалидности);

3) процессуальные, возникающие в связи с рассмотрением и разрешением споров между сторонами.

Субъектами правоотношений по социальному обеспечению являются физические лица и государственные органы, которые в силу норм права могут выступать носителями субъективных прав и обязанностей. При этом к физическим лицам относятся обладающие правоспособностью и дееспособностью как граждане РФ, так и лица без гражданства, беженцы и вынужденные переселенцы, иностранцы, постоянно

проживающие в РФ, другие иностранные граждане только при наличии международных взаимных соглашений с РФ. К государственным органам относятся органы Министерства труда и социальной защиты, органы здравоохранения, образования, а также органы местного самоуправления.

Объектом правоотношений в сфере социального обеспечения выступает то, по поводу чего возникают права и обязанности субъектов этих правоотношений, т.е. конкретное материальное благо, адресованное гражданину в виде пенсии, пособия, компенсационной выплаты либо определенного рода социальной услуги.

Метод П. С. О. характеризуется следующими чертами:

1) сочетание централизованного и локального способов регулирования прав и обязанностей субъектов;

2) формирование содержания правоотношения не только законным, но и договорным путем;

3) специфика юридических фактов, которые влекут возникновение, изменение или прекращение правоотношений (наступление старости, инвалидности, потеря кормильца, рождение ребенка и т.д.);

4) абсолютный характер прав граждан как субъектов правоотношений. Так, все их права определены законом и не подлежат изменению по соглашению сторон.

Система П. С. О. состоит из: 1) общей части, которая включает в себя нормы, регулирующие общие положения права

социального обеспечения: задачи, принципы, источники данной отрасли права, а также правовой статус субъектов правоотношений в сфере социального обеспечения;

2) особенной части, в которой содержатся остальные нормы законодательства о социальном обеспечении, которые детально регламентируют основания, порядок и размеры предоставления гражданам различных видов обеспечения.



 
Юридическая энциклопедия
  [ АННОТАЦИЯ]   [а]   [б]   [в]   [г]   [д]   [е]   [ж]   [з]   [и]   [к]   [л]   [м]   [н]   [о]   [п-пос]   [пот-през]   [прек-пуб]   [р]   [с-соц]   [спа-счет]   [т]   [у]   [ф]   [х]   [ц]   [ч]   [ш]   [э]   [ю]   [я]